Меню сайта

Форма входа

Логин:
Пароль:

Партнерство

наш баннер:

Профсоюз Безопасность


Гуманитарный университет профсоюзов

портал Мир безопасности

ДиПОО

Профсоюз ТВ

Работа в охране и безопасности

Поиск

Календарь новостей

«  Май 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика

Главная » 2008 » Май » 28 » Михаил Шмаков: «Росту цен – опережающий рост зарплаты!»
Михаил Шмаков: «Росту цен – опережающий рост зарплаты!»
15:02
Михаил Шмаков: «Росту цен – опережающий рост зарплаты!»

Первомай – праздник Весны и Труда широко отметили в странах Содружества Независимых Государств. Как правило, профсоюзы традиционно возглавили первомайские мероприятия - от массовых демонстраций и уличных шествий до собраний на предприятиях. Выдвинутые требования к правительствами и работодателям в основном касаются заработной платы, пенсий и условий труда. Они просты и конкретны, в основном повторяются из года в год и по определению вытекают из резолюции Парижского Конгресса II Интернационала (1889 года), в которой высказано пожелание о том, чтобы «одновременно во всех странах и всех городах рабочие обратились к властям…».

Сегодня Первомай по-прежнему день сплочения, рабочего и профсоюзного братства во всем мире, прежде всего потому, что регулирование социально-трудовых отношений становятся невозможными без социального партнерства.

Соблюдая традиции рабочего движения, Федерация Независимых Профсоюзов России 1 мая 2008 года провела День коллективных действий профсоюзов в форме шествий и митингов под девизом «Росту цен – опережающий рост зарплаты!». Первомайская акция профсоюзов состоялась в 78 республиканских, краевых и областных центрах, а также более чем в 900 городов и районных центров России. В массовых шествиях и митингах приняли участие более двух миллионов человек. Во многих регионах прошли собрания профсоюзного актива, торжественные мероприятия в трудовых коллективах, чествования и награждение передовиков производства, трудовых династий, ветеранов войны и труда, победителей Всероссийского конкурса «Мастера России».

На первомайских мероприятиях россияне весомо поддержали требования ФНПР к Правительству РФ и работодателям по обеспечению реальной социальной ориентации развивающейся экономики. Они звучат особенно актуально сегодня, когда внимание к формированию человеческого капитала начинает приобретать черты государственной политики.

С вопросами о содержательных итогах первомайских мероприятий российских профсоюзов в 2008 году главный редактор журнала «Профсоюзы» Владимир Соловьев обратился к Председателю ФНПР Михаилу Шмакову.

- Михаил Викторович, чем обосновываются довольно жесткие требования профсоюзов к Правительству Российской Федерации и работодателям, прозвучавшие на массовых первомайских мероприятиях?

Основной лозунг наших первомайских действий в этом году - «Росту цен – опережающий рост зарплаты!». Он близок и понятен людям: практически несдерживаемый в последнее время рост стоимости основных продуктов питания, товаров повседневного спроса и жилищно-коммунальных услуг вместе с растущей инфляцией больно бьет по семейным бюджетам россиян, буквально опустошает их и без того тощие кошельки. Постоянное увеличение цен и тарифов практически «сводит на нет» рост заработной платы, пенсий, стипендий, дотаций и субсидий.

Мы считаем, что наметившиеся в стране тенденции экономического роста и стабильности пока не оказывают должного влияния на повышение уровня жизни большинства граждан. Медленно повышается доля оплаты труда работников в структуре ВВП. Пенсионная реформа не обеспечивает соблюдение минимальных международных требований в области замещения пенсией утраченного заработка. Люди не скрывают свое недовольство тем, как в реальности власть выполняет свои обещания о повышении зарплат и пенсий, защите социальных прав, борьбе с ростом цен и коррупцией.

Отсутствие справедливости в распределении результатов труда работников по-прежнему остается источником социальной напряженности, Переговоры, как метод поиска разумного компромисса не всегда ведутся эффективно из-за неконструктивной позиции работодателей, а использование профсоюзами забастовки как законного способа разрешения трудовых конфликтов ограничено несовершенством законодательства.

В зависимости от ответа органов власти участникам первомайских мероприятий, по итогам реализации наших требований Федерация Независимых Профсоюзов России намерена спланировать свои дальнейшие действия.

В ходе избирательных кампаний 2007-2008 г.г. ведущие политические силы выдвинули в качестве основных программных целей рост экономики и повышение уровня благосостояния граждан, что обеспечило им массовую поддержку, в том числе со стороны ФНПР. Однако выполнение намеченного осуществляется темпами, которые не могут удовлетворить профсоюзы.

Исполком ФНПР принял решение начать подготовку к проведению Всероссийской акции профсоюзов 7 октября 2008 года в рамках Всемирного дня действий за достойный труд, объявленного Международной Конфедерацией профсоюзов. Основной целью проведения Дня действий в России считать контроль за исполнением требований профсоюзов, высказанных в ходе Всероссийской акции «За достойную жизнь!» и отраженных в программных документах политических партий, представленных в ходе избирательной кампании 2007-2008 годов. Первомайские требования ФНПР лягут в основу организации Всемирного дня действий за достойный труд.

- В обществе широко обсуждается стратегия развития России до 2020 года. Какова позиция профсоюзов в этой связи? Какое место отводится ФНПР в реализации этой стратегии?

- Представленные в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России задачи являются не чем иным, как своевременными мерами, направленными на закрепление первых результатов экономического роста и обеспечение дальнейшего поступательного социально-экономического развития государства. При этом отрадно видеть, что руководители страны формируя стратегические планы стали говорить теми же словами и ставят те же цели, к достижению которых ФНПР призывала, и в том числе со страниц журнала «Профсоюзы», на протяжении последних семнадцати лет.

Названы главные ориентиры развития страны до 2020 года. Это – построение общества, которое задаёт высокие стандарты качества жизни, предоставляет всем равные возможности для реализации талантов и умений. Это – развитие экономики инновационного типа и формирование широкого среднего класса. Это - программа социального развития России, в центре которой развитие человека как основная цель и необходимое условие прогресса современного общества.

Между тем в первоначальном варианте проекта Концепции не уделялось достаточного внимания работающему человеку. Тому, кто реализуя свой потенциал, а проще сказать, «своим потом и кровью» обеспечивает устойчивое развитие экономики.

Позиция ФНПР в этой связи была высказана при обсуждении первой редакции этого проекта в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Прежде всего, мы отметили, что труд занимает центральное место в жизни людей, поэтому трудовые отношения должны являться одним из основных стержней политики любого государства, которое претендует на достойное место в глобализирующемся мире.

Сегодня самое неприемлемое – это то, что многие работают и получают зарплату, которая не позволяет им достойно жить, нормально питаться, решать свои жизненные вопросы, в широком смысле слова – развиваться. Могут ли эти люди вывести экономику государства на качественно новый уровень? Ответ очевиден – нет. Без значительного повышения заработной платы, включая высокий уровень минимальных гарантий оплаты труда, невозможно осуществить никакой экономический прорыв. Отсюда задачей номер один должно быть радикальное повышение уровня доходов большинства населения, и прежде всего зарплаты.

По мнению профсоюзов, значительно больших финансовых расходов, в первую очередь государственных, требует состояние материально-технической базы социальных отраслей бюджетной сферы: образования, здравоохранения, культуры.

Мы отмечали, что в концепции необходимо предусмотреть программы и меры поддержки строительства доступного жилого фонда, принятие стратегии массового жилищного строительства, которая должна предусматривать разнообразные формы государственной поддержки жилищного строительства, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры и социального жилья. Необходимо конкретизировать объемы финансирования строительства социального жилья по заказу государства. Назрел вопрос создания условий для строительства арендного жилья, т.е. надо ставить задачу строительства муниципального фонда некоммерческого использования, который заполнил бы нишу между социальным и коммерческим жильем.

Долгосрочный прогноз параметров развития бюджетной системы Российской Федерации на период до 2020 года должен содержать основные направления развития межбюджетных отношений, в частности, предусматривать повышение сбалансированности всех уровней бюджетной системы и уменьшение зависимости региональных и местных бюджетов от федерального центра.

Профсоюзы отметили, что необходимо предусмотреть меры по предупреждению возможных негативных последствий ликвидации перекрёстного субсидирования в сфере естественных монополий, которое может повлечь рост тарифов на тепло и энергию для населения.

По нашему мнению, в Концепции должен быть отражён новый подход к политике занятости, рассматривающий занятость как всеохватывающую цель макроэкономической политики. Государство должно добиваться формирования комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ориентированных на обеспечение полной и эффективной занятости, удовлетворяющей законное право работника на достойную заработную плату и условия труда.

Решение задач по развитию системы обязательного социального страхования и разработки необходимой законодательной базы должно стать одним из приоритетных направлений Концепции, в ней должна быть также отражена задача по восстановлению обязательного социального страхования занятости.

В целом проблема обеспечения достойного качества жизни человека настолько многопланова, что её практическая реализация требует консолидации усилий всего общества. Масштабные преобразования едва ли могут рассчитывать на успех, если они не опираются на прочный фундамент народного доверия. Только тогда удастся создать условия для поступательного развития России по инновационному пути.

В то же время можно сказать, что впервые за долгие годы проект готовился Министерством экономического развития и торговли не кулуарно, а открыто, с приглашением к сотрудничеству всех, у кого есть предложения по дополнению проекта Концепции теми или иными мерами, направлениями долгосрочной социально-экономической политики.

Федерация Независимых Профсоюзов России провела научно-практическую конференцию в Академии труда и социальных отношений, где обсуждались те изменения, которые, по мнению профсоюзов страны, необходимо учесть и внести при доработке в проект документа.

Следует отметить, что сейчас, после активного обсуждения, изменилась структура Концепции, появились новые разделы, изменилась логика построения документа, усилен акцент на институциональных факторах и социальном измерении экономического развития. В качестве приложения к Концепции фактически доработан долгосрочный прогноз социально-экономического развития России, а также пошаговый план действий правительства по реализации на практике положений Концепции.

- В свете представленных Вами «профсоюзных поправок» к стратегии развития страны до 2020 года (по-существу, программы действий ФНПР в социально-экономической сфере) особое значение приобретает взаимодействие профсоюзов и органов государственной власти по реализации широкого спектра проблем, имеющихся в социально-трудовой сфере. Как характеризуется эффективность такого взаимодействия? Каковы его перспективы?

- Говоря о взаимодействии профсоюзов и органов государственной власти в социально-трудовой сфере, следует отметить новые условия в политическом ландшафте страны, не учитывать которые невозможно. Ведь после состоявшихся выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы пятого созыва идет формирование нового правительства страны. Как было отмечено, названы и обсуждаются главные ориентиры развития России.

Сегодня на всех уровнях депутатского корпуса работают избранные при поддержке профсоюзов депутаты, которые вносят конкретный вклад в нормотворческий процесс. В качестве примера можно привести корректировку трудового законодательства с учётом его правоприменительной практики, готовившуюся в формате рабочей группы Комитета Госдумы по труду и социальной политике. В состав данной группы входили представители не только депутатских объединений в Государственной Думе, но и сторон Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Активно привлекались специалисты в сфере трудового права, представители министерств и ведомств, Верховного Суда Российской Федерации. Мы рассчитываем, что в таком же формате эта работа будет продолжена и в Государственной Думе нового созыва, где профсоюзное представительство усилилось.

С целью конструктивного сотрудничества между фракциями, Комитетами и Комиссиями Государственной Думы, направленного на совершенствование законодательства в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических и общественных отношений в действующей Думе, как и в предыдущих ее созывах создана межфракционная депутатская группа по взаимодействию с профсоюзным движением «Солидарность». В ее нынешнем составе работают 24 депутата. Это, безо всякого преувеличения, мощный канал влияния профсоюзов на федеральное законотворчество. Достаточно сказать, что в прежнем составе Думы четвертая часть всех инициатив группы «Солидарность» обрела статус федеральных законов.

Членские организации ФНПР широко используют возможности различных субъектов права законодательной инициативы. При этом в 47 субъектах Российской Федерации территориальные объединения организаций профсоюзов на региональном уровне имеют право законодательной инициативы в той или иной форме. Так что если брать в целом работу профсоюзов, входящих в ФНПР, по взаимодействию с органами власти муниципальных образований, можно с уверенностью констатировать: ее результаты позволяют профсоюзным организациям на местах решать конкретные проблемы трудящихся и населения.

Этому непосредственно способствовало выполнение Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе четвёртого созыва и ФНПР. Честно говоря, соглашение было подписано, когда основная часть парламентского большинства если и имела, то весьма общие представления о современных российских профсоюзах. А сегодня ключевые задачи Программного документа ФНПР отражены в проекте партии «Единая Россия» «Достойный труд», который стал социальным стержнем ее предвыборной программы.

Зримым итогом социального диалога в России принято считать регулярно заключаемые Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Знаковая особенность нового, десятого по счету, Генерального соглашения заключается в том, что впервые за все годы работы Российской трехсторонней комиссии оно было подписано без протокола разногласий. Хотя поначалу такое разногласие было: вопрос о сроках доведения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума. Без решения этого вопроса мы не стали бы подписывать Соглашение в целом.

В конечном итоге в ходе сложных переговоров мы сумели добиться записи в Генсоглашении на 2008 – 2009 годы о том, что уже к началу следующего года МРОТ должен достичь уровня прожиточного минимума.

8 мая 2008 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации утвердила В.В.Путина на посту Председателя Правительства Российской Федерации. Выступая перед депутатами с программной речью, В.В.Путин призвал принять федеральный закон о повышении минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года до 4 330 рублей и отметил активную позицию ФНПР, последовательно добивавшейся решения этого вопроса.

Важным звеном в системе социального партнерства являются отраслевые соглашения, подготовка и заключение которых стало основной деятельностью большинства российских профессиональных союзов. Сегодня действует 59 отраслевых соглашений, еще 2 находятся на регистрации в Роструде.

В развитие отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, формируются отраслевые соглашения в субъектах Российской Федерации. Сегодня их заключено почти 5 тысяч. Эти соглашения отличаются большей полнотой охвата проблем социально-трудового регулирования с учетом региональной специфики, конкретизацией положений Генерального, отраслевого и регионального соглашений.

Если говорить о социальном партнерстве на региональном уровне в целом, то в последнее время действуют 78 региональных трехсторонних соглашений, обеспечивающих договорное регулирование социально-трудовых отношений и определяющих основные направления социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации.

В последние годы появился новый уровень взаимодействия профсоюзов с представителями работодателей и власти – соглашения на уровне федеральных округов. Сегодня такие соглашения действуют в Приволжском, Центральном, Южном федеральных округах.

Ключевая же роль в защите интересов наемных работников принадлежит коллективному договору. За последние годы количество предприятий (где есть первичные профсоюзные организации ФНПР), не имеющих коллективных договоров, сократилось с 25 до 12 процентов.

Заключенные коллективные договоры отличаются более конкретным содержанием разделов, касающихся вопросов оплаты труда, охраны и безопасности труда, обеспечения занятости, профессиональной подготовки, социальных гарантий. При этом следует отметить, что переговорные процессы по заключению коллективных договоров часто проходят в условиях жесткого противодействия со стороны работодателей.

Однако мы вынуждены признать пока еще низкую результативность функционирования созданного механизма взаимодействия социальных партнеров. Постоянное торможение вплоть до конца прошлого года правительственной стороной в РТК профсоюзных инициатив не способствовало созданию здорового социального климата в обществе. В целом, по мнению профсоюзов, одной из причин недостаточной эффективности работы РТК является низкая исполнительская дисциплина представителей властных структур в части реализации документов социального партнерства. Сегодня мы должны заявить о формальном подходе исполнительной власти на федеральном уровне к своему участию в деятельности комиссии.

Мы настаиваем на исключении фактов принятия законов и иных нормативных актов в социально-трудовой сфере без их предварительного рассмотрения трехсторонними органами системы социального партнерства соответствующего уровня и требуем: повысить статус трехсторонних органов системы социального партнерства, предусматривающие обязательность исполнения сторонами принимаемых ими решений.

Другими словами, современный характер развития российской экономики делает необходимым осуществление на постоянной основе содержательного диалога профсоюзов и государства по целому спектру вопросов экономической жизни страны. Необходимо более широкое привлечение профсоюзов к деятельности общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах, расширение и активизация конструктивного диалога профсоюзов и органов власти на базе объективной заинтересованности в совместной работе над экономическими реформами в стране, чтобы не повторялась «работа над ошибками».

В отличие от других институтов гражданского общества профсоюзы не просто представляют и защищают интересы наёмных работников. Они объективно учитывают и интересы развития экономики, в которой создаются рабочие места, и интересы подавляющего большинства населения страны, потому как невозможно отделить интересы наёмного работника от интересов его семьи, детей, родственников.

Гражданская самоорганизация в трудовой сфере имеет колоссальное влияние на всё общественное развитие. Поэтому, по нашему мнению, власть должна шире опираться на профсоюзы при решении общеэкономических задач, реально расширять их полномочия, развивать не только частно-государственное партнёрство, но, главным образом, общественно-государственное, то есть подлинно социальное партнёрство. Именно эти принципы взаимодействия с властью всегда отстаивала и будет отстаивать Федерация Независимых Профсоюзов России.

Источник

Категория: Новости | Просмотров: 878 | Добавил: oprnob |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]