Политическое гражданство в рф в 2020 году

Принципы гражданства РФ

Состав основных принципов гражданства РФ указан в статье 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В законе сказано, что принципы гражданства РФ и правила, которые регулируют вопросы данной сферы, не должны иметь положения, ограничивающие права лица по признакам расовой, национальной, социальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» формируют общие основы, которые закладывают сущностные принципы данных отношений. Выделяют следующие основные принципы гражданства РФ.

Во-первых, гражданство России является единым (принцип единства). По причине федеративного устройства России данный принцип крайне важен, и поэтому закреплен в Конституции. Единое гражданство в федеративном государстве представляет собой необходимое условие для сохранения суверенитета и целостности.

Во-вторых, гражданство РФ является равным вне зависимости от оснований его приобретения (принцип равенства). Закон не предусматривает каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: по рождению, в связи с принятием либо восстановлением в нём и т.д.

В-третьих, гражданство РФ обладает открытым и свободным характером (принцип открытости). Данный принцип выражается в том, что согласно Закону РФ каждый человек имеет право на получение гражданства и на его изменение.

В-четвертых, гражданин РФ не может быть лишен гражданства (принцип взаимности). Запрет в Конституции и в ФЗ «О гражданстве РФ» на лишение человека гражданства вытекает из двусторонней связи между человеком и государством, что предполагает разрыв данной связи только при взаимном согласии.

В-пятых, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства). Подобная возможность предоставляется согласно федеральному закону или международному договору России.

Согласно данному принципу приобретение гражданином РФ иного гражданства не приводит к прекращению его российского подданства. Граждане РФ при наличии иного подданства не могут по этой причине быть ущемлены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, которая связана с подданством РФ.

В-шестых, законодательство России содержит принципа сохранения гражданства РФ для лиц, которые проживают за её пределами. Данный принцип происходит из естественного права человека на выбор места жительства, свободный выезд за пределы России и беспрепятственный возврат в страну.

В-седьмых, гражданство РФ базируется на принципе отрицании автоматического его изменения при заключении либо расторжении брака гражданином России с иностранцем или лицом без подданства, а также при изменении гражданства одним из супругов. Данный принцип раскрывает его сущность как индивидуальной связи человека с государством.

В-восьмых, Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Этот принцип отражен в Конституции и ФЗ «О гражданстве РФ».

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и их должностные лица обязаны способствовать гражданам РФ в обеспечении возможности пользоваться всеми законными правами и защищать их.

Согласно Конституции гражданин РФ не может быть выслан за её пределы либо выдан другому государству. За преступления, которые совершены гражданином России на территории других государств, он подлежит уголовной ответственности по законам РФ.

Понятие и общая характеристика гражданства Российской Федерации

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Как получить политическое убежище в России

Политическое убежище (political asylum) — предоставляемое государством право въезда и пребывания на своей территории иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к данному государству (право убежища).

Порядок предоставления Россией политического убежища предусмотрен указом президента РФ от 21 июля 1997 года № 746, которым утверждено соответствующее Положение.

Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно‑политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы (ТО) Федеральной миграционной службы (ФМС) России.

Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие получить политическое убежище на территории РФ, обязаны в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с письменным ходатайством. При подаче ходатайства заявитель вправе представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства.

  • После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в установленном порядке.
  • Действия (бездействия) должностных лиц ФМС России заявитель вправе обжаловать в установленном порядке руководителю ФМС России или в суд.
  • В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении РФ политического убежища.
Рекомендуем:  Правила получения гражданства Гонконга россиянам

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории РФ. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в ФМС России для его рассмотрения. Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.

ФМС России после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России направляет в Комиссию по вопросам гражданства при президенте РФ все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией.

В случае подписания президентом России указа о предоставлении Российской Федерацией лицу политического убежища, ФМС России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо через свои территориальные органы о принятом решении.Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища. Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России в установленном порядке оформляется вид на жительство.

  1. В случае отклонения президентом РФ ходатайства, территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории.
  2. В соответствии с Положением, политическое убежище не может быть предоставлено лицу: преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; представившему заведомо ложные сведения; имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
  3. Лицо, которому РФ предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при президенте РФ по представлению уполномоченного федерального органа на основании заключений МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Этот отрывок (второй) взят из статьи: https://fr-invest.ru/osnovnye-harakteristiki-politicheskogo-grazhdanstva-v-rf/

Понятие и принципы гражданства Российской федерации

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Принципы гражданства в Российской Федерации:

1. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран (например, США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США), * не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

3. Гражданство Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик (Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др.) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 22 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.

4. Сокращение безгражданства. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства. Кроме того, содержание смысла ст. 17 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, — они являются гражданами Российской Федерации.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права его изменить. Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. В бывшем СССР существовал институт лишения гражданства, причем до 1978 года в законодательстве отсутствовали какие-либо указания на основания, по которым осуществлялось лишение гражданства. Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

Читайте так же:  Правила получения гражданства грузии для россиян

6. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

В настоящее время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве, * которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне (например, воинская обязанность).

7. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации (ст. 4 Закона о гражданстве).

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Статья 5 Закона содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации.

Рекомендуем:  Процедура оформления ВНЖ в Казахстане для россиян в 2020 году

9. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.

10. К числу принципов гражданства Российской федерации может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

2. Развитие законодательства о российском гражданстве

До 1917г. в Российской империи не существовало даже понятия – гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но ввел общее для всех наименование – гражданин РФ. Декрет ВЦИК от 01.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Но уже Конституции РСФСР 1918г. За местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в СССР, и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.

29.10.1924 было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК союзных республик. Утратившим советское гражданство считались лица: лишенные по законам, до Конституции 1924г.; не возвратившиеся из-за границы; по приговору суда.

Новое положение о гражданстве СССР от 1931г. Установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Принятие иностранных граждан осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР. Выход – тоже ЦИК СССР. Лишение гражданства осуществлялось в аналогичном порядке.

Принятый на основе новой Конституции 1936г. Закон о гражданстве СССР от 19.08.1938г. закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица которые приобрели советское гражданство. Все несоответствующие этим условиям признавались лицами без гражданства.

Принятый на основе Конституции 1977г. Закон о гражданстве СССР 1978г. по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом являлось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи.

Последним законом советских времен был Закон о гражданстве СССР от 23.05.1990г.

Первый закон России был Закон о гражданстве РФ от 28.11.1991г. Он устанавливал следующий порядок приобретения гражданства:

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осуществлял Президент по личному ходатайству. Для иностранцев — проживать 5 лет, а для лиц без гражданства — 3 года.

5. В результате восстановления гражданства;

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

В настоящее время действует Закон о гражданстве РФ от 31.05.2002г, который предусматривает принятие в гражданство:

— в результате приема в гражданство РФ;

— в результате восстановления в гражданстве РФ;

— по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.

Общая характеристика института гражданства РФ

Понятие, сущность, основные принципы гражданства

Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»В соответствии со ст. 2 главы 1Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (ред. 21. 07.2007) Российская газета 25. 12.1993 № 237. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.

Читайте так же:  Как самому рассчитать размер прибавки к пенсии за счет участия в программе государственного софинанс

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека — государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

В этой связи, очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — №6. — Ст. 243; 1993. — №29. — Ст. 1112; СЗ РФ. — 1995. — №7. — Ст. 496; 2002. — №22. — Ст. 2031. . Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине-14, в Азербайджане-18, в Эстонии-80, в Латвии-52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответственно 115 и 160 тысяч.

Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляются о своем желании войти в состав России.

Нестабильная политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. Такой закон был принят 31 мая 2002 года Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (принят ГС ФС РФ 19. 04.2002) // СЗ РФ. — 2002. — №22. — Ст. 2031; Российская газета. — 14 ноября 2003 г. . Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению к бывшим гражданам СССР закон слишком осложнил порядок принятия гражданства.

Рекомендуем:  Как получить гражданство РФ ребенку иностранцу в 2020 году

В этой связи в президентском послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в 2002 году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно — для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры» Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. — 17 мая 2003 г. .

В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который коснулись, в первую очередь порядка принятия гражданства в упрощенном порядке Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. №151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. — 14 ноября 2003 г. .

Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (принят ГС ФС РФ 19. 04.2002) // СЗ РФ. — 2002. — №22. — Ст. 2031; Российская газета. — 14 ноября 2003 г. . Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию — население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Принципы гражданства — это фундаментальные начала, которые положены в основу правового регулирования отношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяются несколько принципов российского гражданства:

В целом следует признать, что действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международным принципам. При этом в каждом государстве регулирование вопросов порядка приобретения и прекращения гражданства имеет некоторые особенности.

Как получают политическое убежище?

Великобритания предоставила убежище исполнительному директору Фонда борьбы с коррупцией Владимиру Ашуркову. Британские власти согласились с тем, что в России Ашуркову грозит преследование по политическим мотивам. 

Это право на проживание, которое представляется государством гражданину другой страны, чтобы защитить его от преследования по политическим мотивам. Право на убежище записано во Всеобщей декларации прав человека и Женевской конвенции 1951 года. 

Большинство западных стран не выделяют беженцев, которые получили убежище по политическим причинам, в отдельную категорию. Это только одно из оснований, по которым человек может претендовать на статус беженца.

Есть и другие: преследование по признаку расы, полу, национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, военные конфликты. Мы рассмотрим процедуру предоставления убежища на примере Великобритании.

Для начала нужно приехать в Великобританию — просить об убежище с территории другой страны нельзя. Затем надо как можно скорее обратиться в офис британской пограничной службы — если не сделать это сразу, можно лишиться пособия. В офисе за просителем закрепят сотрудника, который будет вести его дело.

Все начинается с простого собеседования — сотрудник уточняет персональные данные просителя, проверяет, не пытался ли он прежде получить убежище в Великобритании или других странах Евросоюза.

Спустя пару недель проситель приходит на другое интервью, во время которого должен объяснить, почему он боится преследования за политические убеждения в своей стране. По сути, это главный этап всего процесса. Если есть документы, подтверждающие, что страхи преследования небезосновательны — надо их предоставить.

Иногда просителя отправляют в депортационный центр и держат под стражей — тогда его заявление рассматривается в ускоренном режиме, за неделю. 

Часто никаких документов просители не предоставляют, поэтому сотрудники пограничной службы опираются в основном на устные свидетельства. Сотрудники обращают внимание на нестыковки в рассказах просителей, пытаются сопоставить их слова с тем, что говорят другие беженцы из этой страны.

Если проситель в прошлом уже пытался получить убежище, власти смотрят на прежние решения — от этого многое зависит. Учитывается поведение просителя, нет ли данных о том, что он нарушал закон — например, подделал документы для въезда в страну.

В убежище могут отказать, если окажется, что, покинув свою страну, проситель был в демократических странах, но не попросил там статус беженца. У сотрудников есть инструкции — как проводить собеседование и как принимать решение.

Эксперты считают, что люди из пограничной службы часто слишком формально подходят к вопросу — вместо того, чтобы вникать в истории людей, ищут в инструкции пункт, по которому просителю можно отказать. 

Вид на жительство, возможность работать и получать помощь государства. Также беженец может привезти семью — супруга и несовершеннолетних детей. 

Нет, на пять лет. Если за это время обстоятельства изменятся — например, в стране, из которой сбежал человек, демократический режим сменит диктатуру, человека могут лишить статуса. По прошествии пяти лет статус в любом случае пересматривается и продлевается, если на то есть основания. 

В среднем около 70 человек ежегодно (данные за последние 6 лет). Мы не знаем, сколько среди этих людей политических беженцев. Великобритания — лишь десятая по популярности страна среди российских беженцев. Первая тройка в последние годы такая — Франция, Австрия и Бельгия. 

В целом, процесс схожий. Во всяком случае, в Евросоюзе и США. Тем не менее, некоторые детали процедуры в разных странах различаются — даже внутри Евросоюза. Чтобы сравнить эти детали, можно воспользоваться специальным сервисом. Подробности о процедуре получения убежища в США можно найти в разделе «Вопросы и ответы» на сайте службы по делам гражданства и иммиграции. 

В 2013 году о статусе беженца в европейских странах попросили более 40 000 россиян. Больше заявок поступило только от граждан Сирии, где уже несколько лет идет гражданская война и противостояние с «Исламским государством». Из российских прошений рассмотрели только 7130 заявок, большинство отклонили.

Еще 534 россиянина в 2013-м получили убежище в США — это более 2% от всех американских беженцев за год. Мы не знаем, почему среди беженцев столько людей из России. Власти некоторых стран (например, Германии) отмечают, что большинство беженцев из России — это выходцы из Чечни и других республик Северного Кавказа.

У нас нет точных данных, какие причины в основном указывают россияне в своих прошениях — преследование по политическим причинам или какие-то другие. 

По закону — да. Но за последние несколько лет лишь 14 человек обратились с такой просьбой к российским властям. Каждое такое решение оформляется указом президента.

В открытом доступе мы нашли только один такой указ — в 1992 году Борис Ельцин предоставил политическое убежище гражданину Северной Кореи.

Важно отметить, что в России, в отличие от многих западных стран, люди, получающие политическое убежище — это отдельная категория. Иностранцы, получающие в России статус беженца, учитываются отдельно. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: