Что собой представляет маятниковая миграция населения в России

Когда между городами и населенными пунктами поменьше не было транспорта, люди были вынуждены уезжать в город на постоянное место жительства, чтобы там работать, а те, кто не могли этого сделать, оставались дома и находили работу там.

Но с развитием транспортной системы люди получили возможность ездить в города на работу, а вечером возвращаться обратно, это же касается и учебы, когда студент живет у родителей или снимает жилье в пригороде, и ездит в город только учиться.

Поэтому рассмотреть, что собой представляет маятниковая миграция населения в России в 2020 году просто необходимо.

Содержание

Статистика и основания иммиграции в Россию в 2020 году

Что касается регионов, в России 2020 год не стал исключением: как и раньше, главным магнитом остаются Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Определенный прирост наблюдается в южных районах страны, особенно в Краснодарском крае. Едут люди и в Татарстан, а вот в Сибирском Федеральном округе и на Дальнем Востоке происходит постепенный отток населения.

Большое количество мигрантов прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы. Некоторые эмигранты, живущие в России постоянно, приехали из Украины и Беларуси. Что касается жителей дальнего зарубежья, наибольший процент приехавших составляют граждане Китая, Вьетнама, Афганистана.

Виды миграции в России и ее причины

Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин не раз заявлял, что на российском рынке недостаточно людей, готовых трудиться.

Зачастую мигранты не составляют конкуренции местному населению, занимая те рабочие места, которые считаются непрестижными или низкооплачиваемыми.

Кто, например, из продвинутых москвичей или жителей Северной столицы хотел бы получить работу на одной из многочисленных строек и вкалывать по 12 часов в день?

Рекомендуем прочесть:  Нужно ли платить за гкп дни пропущенные

Несмотря на довольно сложные условия, царящие в стране, Россия по-прежнему остается привлекательной для мигрантов.

Согласно сводке «Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – декабрь 2020 года», представленной МВД, на миграционный учет поставлено 17 764 489 человек, снято – 13 258 449 человек.

Наблюдается пока положительное сальдо миграции.

Миграция из России – статистика 2020 года

В настоящее время переезд в новую страну осуществить под силу любому среднему россиянину при наличии среднего достатка, если он наиболее успешно подберет для себя привлекательную миграционную программу.

Выделяются, в первую очередь, проблемы экономического типа. Приток иностранцев, которые не требуют высоких зарплат, хорошо влияет на удешевление производства и выдержку рыночной конкуренции. Тем не менее, деньги тратятся за пределами нашей страны.

Какова статистика по миграции из России

Относительно статистических данных, то пока сводных данных по теме миграция из России 2020 статистика нет, но есть полный отчёт за 2020 . Как заявляют представители ФМС, то тенденция как в 2020, так и в 2020 одинакова.

  • Маятниковая – предполагает перемещения из места проживания и на работу, а с работы обратно домой. При этом продолжительность пребывания работы не превышает одну неделю;
  • Сезонная — предполагает сезонный фактор.

Количество незаконной миграции в россии таблица 2020

Такой подход, по мнению Гутерриша, поможет в борьбе с контрабандистами и обеспечит потребности рынков в иностранной рабочей силе. Сегодня одним из наиболее основополагающих факторов, определяющих способность людей в полной мере реализовывать свой потенциал и свои права, является их место рождения.

Одни рождаются для реализации возможностей, а другие — для жизни в лишениях.

При условии надлежащего регулирования миграция прокладывает людям путь к максимальной реализации своего потенциала и позволяет им добиться того человеческого достоинства , о котором наши предшественники говорили во Всеобщей декларации.

Сегодня статистика миграции ООН говорит, что их миллионов. Тем не менее в обычной практике в это определение также входят определенные виды краткосрочных мигрантов, такие как сезонные сельскохозяйственные работники, которые приезжают на короткое время для работ по посадке или сбору сельскохозяйственной продукции.

Статистика международной миграции рабочей силы

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства.

Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания.

Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Рекомендуем прочесть:  Мальная площадь дома для прописки

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов».

Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные

В чем особенности маятниковой миграции населения и что это значит?

Миграционные процессы движения населения могут носить как внутренний, так и внешний характер. Во втором случае подразумевается пересечение территориальных границ государства и въезд в другую страну, а в первом – о нем пойдет речь в данной статье, действие происходит в пределах отдельно взятого государства. Что это за явление и как оно проявляется в РФ, давайте разбираться.

Что собой представляет

Маятниковые миграции населения – это регулярные – каждодневные либо еженедельные перемещения граждан от места их постоянной регистрации к месту осуществления трудовой деятельности при условии, что эти места расположены в различных региональных точках. Как правило, потенциальные участники маятниковых процессов – большой процент жителей мегаполисов и людей, приживающих в окрестных сельских населенных пунктах.

Установлено, что чем крупнее региональный центр и чем ярче развита в нем инфраструктура, тем выраженнее себя проявляет такое перемещение. В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Данные процессы тщательно изучаются, поскольку они оказывают огромное воздействие на формирование региональных рынков труда в России, сопоставляя их с профессиональной структурой квалификации местного населения конкретно взятого административного центра и принадлежащих ему, сельских населенных пунктов.

Рассматриваемое в данной статье, явление, создает предпосылки для обеспечения различных рабочих потребностей граждан, особенно той категории, которая живет в поселках и небольших районных центрах, где профессиональная востребованность специалистов крайне ограничена.

Причины маятниковой миграции

Когда транспортное средство являлось элементарной роскошью, и передвижение на довольно длительные расстояния было сопряжено с временными затратами, люди старались жить и работать в максимальной шаговой доступности.

По мере повышения уровня жизни россиян, количество владельцев собственных автомобилей увеличилось в сотни раз. Это позволило гражданам легко переезжать из деревни в город и обратно. Многие оставили шумные улицы и переместились поближе к природе, сохранив при этом свое рабочее место.

Приток сельских жителей в города не мог не сказаться на потребности в вакансиях, и этот пробел нужно было как-то заполнять. Стали открываться новые предприятия, и наши соотечественники массово пользовались возможностью работать в крупном центе за более высокую оплату своего труда.

Таким образом, базовой причиной распространения маятниковой миграции считается повышение качества жизни населения на фоне роста технического прогресса, дающего все больше благ человеческой цивилизации.

Особенности

Регулярное перемещение долевой части населения по принципу «город-село» влияет на прогрессирование следующих особенностей:

  • активизация распространения естественной урбанизации;
  • всплеск социальной активности граждан;
  • качественное улучшение социальных условий жизни применительно к сельской части участников перемещения;
  • стирание различий между городскими и деревенскими людьми.

Практически каждый работающий человек тратит на дорогу достаточное количество времени.

Но несмотря на высокие временные затраты, такие трудовые очаги востребованы, так как несут прямую экономическую выгоду человеку – чем крупнее административный центр, тем качественнее там уровень жизни, и как следствие, больше показатель средней заработной платы. Стоимость недвижимого имущества так же, завышена.

Иногда бывает и наоборот. Мегаполис исчерпывает свои внутренние трудовые ресурсы и наступает предельная точка его промышленного развития. Тогда начинают появляться вторичные кадровые вакансии, расположенные в пригородной его зоне.

Таким образом, передвижение, первично направленное на город, самопроизвольно обретает обратную траекторию.

Специалисты определяют два направления, идущих в разные стороны, но параллельно друг другу – один в спальную, а второй в центральную его часть.

Обратите внимание! При такой внутренней миграционной политике полярность между административными районами постепенно стирается, а пригород планомерно перетекает в состав мегаполиса, соединяясь с ним трудовыми мостами вакансий.

Рекомендуем:  ТОП-5 стран для иммиграции из России и стран СНГ в 2020 году

Миграция в России – проблемы и статистика

Одна из самых значимых проблем маятниковой миграции – ограничение удобств во время переезда из одного пункта в другой. Многие наши регионы не могут похвастаться качеством автомобильных дорог и уровнем транспортного обслуживания граждан.

Частые опоздания к месту работы чреваты конфликтными ситуациями с работодателем, при этом далеко не каждый из них готов практически решать жилищные проблемы сотрудника и обеспечить его ведомственной квартирой или общежитием.

Не менее серьезным отягощающим обстоятельством является и затратная статья на проезд. Как показывает практика, из семейного бюджета на транспортные расходы нередко утекает до 30%от заработной платы мигранта.

Статистическое исследование проблемы – процедура довольно сложная.  Основная трудность заключается в том, что контролировать и учитывать факт внутрирегионального перемещения людей практически невозможно.

Ведь граждане не покидают территориальных пределов государства, а, следовательно, не пересекают КПП и не оформляют визовые документы.

Поэтому все данные, полученные по данному направлению, носят скорее справочный, нежели точный, характер.

Единственное, что можно утверждать наверняка, это то, что процесс набирает обороты, увеличивая ежегодно статистику населения, вовлеченного в данное явление. По неподтвержденным данным годовой прирост составляет в среднем 10-11%от общего количества зарегистрированных граждан, что эквивалентно населению среднего по величине административного центра.

Преимущества и недостатки

Если изучать влияние маятниковых перемещений в аспекте плюсов и минусов, то положительных моментов миграция дает больше, чем неприятных моментов. Выделяют основные ее преимущества:

  • благодаря притоку трудовых кадров административные центры увеличиваются в размерах и экономически развиваются;
  • профессиональный рынок распределяется более гармонично, с учетом привязки к конкретной местности;
  • население в пределах региона не будет испытывать недостатка в дополнительных рабочих вакансиях, появятся новые высококлассные специалисты.

Теперь о недостатках. Они, конечно же, есть.

Большой поток внутренней миграции неизбежно влечет за собой проблемы дорожного плана, когда пропускная способность российских дорожных магистралей не соответствует реальным жизненным требованиям.

  Это затрудняет перемещение и увеличивает время, которое человек затрачивает на дорогу к месту работы и обратно, домой. Иногда в пробках приходится стоять часами.

Кроме того, чрезмерная загазованность и избыток выхлопных газов не способствует нормальной экологической обстановке и может стать причиной развития многих заболеваний. Частые стрессы так же не мотивируют организм человека к правильному функционированию.

Обратите внимание! Жители мегаполисов болеют серьезными заболеваниями в несколько раз чаще, чем деревенское население.

Значение регулярных передвижений граждан

На практике маятниковая миграция встречается достаточно часто, с каждым годом охватывая все большее количество россиян.  Как уже было отмечено в аспекте развития отечественной экономики, данное явление несет в себе положительную функцию.

  Они стимулирует строительство автомобильных магистралей, ремонт уже имеющихся дорог, улучшение инфраструктуры наших городов.

  По мере увеличения потребительского спроса, рождаемого притоком сельского населения, открываются новые торговые центры, развлекательные учреждения, строятся новые современные жилые массивы.

Что касается экологической ситуации по стране в целом, то она контролируема. Над этим ведется постоянная работа уполномоченных ведомств и структур. В целом обстановка не вызывает серьезных опасений специалистов.

Проблемы, которые привносит в общество маятниковая миграция, не классифицируются как масштабные. С каждым годом наблюдается тенденция к их снижению, что дает хорошие перспективы на будущее. Сегодня данное явление затрагивает около 22% населения РФ, и в ближайшие годы количество тех людей, кто живет в одном месте, а работает в другом, будет только расти.

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать — напишите вопрос в форме ниже:

Тенденции расселения и ежедневная маятниковая трудовая миграция в Московской агломерации

Московская агломерация (Московский столичный регион) — агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший в России макроэкономический регион (территориально-производственный узел) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России; одна из крупнейших городских агломераций мира (в зависимости от методов подсчета населения занимает 15-18 место и основа формирующегося Центрального мегалополиса.

Особенностями этой «суперагломерации» является то, что она более чем в три раза превосходит следующую по размеру в России (Санкт-Петербургскую) агломерацию, и то, что в агломерации резко доминирует ядро, а следующие по размеру города-спутники в агломерации уступают ядру более чем в 50 раз.

Читайте так же:  Правила постановки на очередь в программе молодая семья в тольятти

В Московскую агломерацию входит более 70 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек, некоторые из которых имеют агломерации второго порядка.

Население Московской агломерации в пределах двух пригородных поясов, с пригородной зоной в радиусе 70 км от МКАД (одно из наиболее распространенных понятий Московской агломерации) оценивались в размере от 14,5 до 17,4 млн человек. Площадь Москвы и её пригородной зоны в радиусе 60-70 км — 13,6 тыс. кв. км.

Объёмы маятниковых ежедневных поездок из пригородов в Москву и из Москвы в пригороды оценить сложно. Так пригородные поезда московского железнодорожного узла ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров, что (при условии поездки туда и обратно) даёт свыше 700 тысяч человек, участвующих в ежедневной миграции из пригородов в Москву, из Москвы в пригороды и по территории самой Москвы или самой Московской области. Губернатор Московской области в 2012 году оценивал объём ежедневных трудовых поездок жителей области в Москву (всеми видами транспорта) в размере 830 тысяч человек. Сообщение на общественном и личном транспорте отличается колоссальной загруженностью — так, в часы пик многочасовые пробки на автомагистралях на въездах утром и выездах вечером достигают иногда нескольких километров, а интервал движения пригородных электропоездов в Московском узле составляет 4-6 минут.

В Московскую агломерацию в узком масштабе входят непосредственно примыкающие к границе Москвы города (часть из них — областного подчинения). Это так называемый ближний пояс спутниковых городов.

В настоящее время под Московской агломерацией в более широком масштабе подразумевается не только Москва с непосредственно примыкающими к ней населёнными пунктами, а Москва с двумя пригородными поясами и вся Московская область (столичный регион) с третьим поясом.

В свою очередь, входящие в Московскую агломерацию некоторые города Московской области образуют более тесные узловые агломерации второго порядка (18-19 основных агломераций) как, например, самая крупная северо-восточная агломерация (города: Мытищи — Королев — Юбилейный — Пушкино — Ивантеевка — Фрязино — Щелково) с населением около миллиона человек, образуя, тем самым, полицентрические зоны расселения. Кроме того, периферийные города Московской области, лежащие вне двух пригородных поясов (третий пригородный пояс), входя в состав Московской агломерации, в свою очередь образуют агломерации с городами сопредельных областей. (такую структуру называют Большой Московской агломерацией или Московским макрорегионом., а в советский период такое надагломерационное образование называлось суперагломерацией).

Маятниковая миграция — условное название регулярных (обычно — ежедневных) поездок населения из одного населённого пункта (места жительства) в другой — на работу или учёбу и обратно. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегалополисах. Маятниковую миграцию не относят к миграции населения.

Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX века большинство людей жило в пределах пешего хода от места работы. Возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету городских предместий.

Маятниковая миграция — главный механизм образования городских агломераций, движущая сила территориального роста городов и субурбанизации. Эффекты маятниковой миграции на развитие городов зависят от её интенсивности, а она в свою очередь — от экономического потенциала города и развития транспорта.

При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов жилыми кварталами и образованию классических спальных районов. Городская среда при этом сильно поляризуется, центр резко контрастирует с периферией. Развивается центр-периферийная имущественная и социальная сегрегация. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды.

В дальнейшем, при замедлении развитии транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее. Транспортные ограничения ведут к росту цен на недвижимость и выносу части рабочих мест из центра города, благоустройству и развитию инфраструктуры в бывших спальных районах. Невозможность добираться на работу из пригородов и рост цен на жилье приводят к уплотнению и повышению этажности застройки в городе и «возрождению» пригородов. Социальная и имущественная сегрегация сохраняются, но определяются уже не близостью того или иного района к центру, а другими факторами.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Что это такое

Согласно официальному определению, маятниковая миграция является регулярным перемещением населения между населенными пунктами, при этом один из них служит местом жительства, другой же — рабочим.

Рекомендуем:  Эмиграция в Исландию из России

Это явление появилось благодаря неправильному размещению предприятий и расселения людей, поэтому есть зажиточные города с массой предприятий, а в десятке километров от них можно встретить населенные пункты, в которых безработица на высоком уровне, а предприятий практически нет.

Чаще всего маятниковая миграция встречается среди работников и студентов, которые, не желая оплачивать аренду жилья в городе, но живя достаточно близко к нему, предпочитают пользоваться общественным или личным транспортом, чтобы утром ехать по делам в Москву, а вечером возвращаться домой.

К слову, именно по причине роста маятниковой миграции увеличилось количество спальных районов, которые представляют собой не что иное, как освоенные пригороды, откуда люди могут выезжать на работу в центральную часть, а вечером возвращаться домой.

Определение понятий

Чтобы разобраться в том, что же такое маятниковая миграция, какое она имеет значение, и как определить этот вид перемещений, следует ознакомиться с основными терминологическими понятиями, которые действуют в сфере и могут помочь разобраться в вопросе.

Термин Значение
Миграция Явление, при котором население страны перемещается либо внутри страны, либо же из одной страны в другую. Этот процесс может быть возвратным или окончательным, поэтому выделяется иммиграция и эмиграция. Миграция является важным показателем благосостояния как страны в целом, так и ее регионов, поскольку показатель миграции из успешных районов крайне низок
Занятость Деятельность граждан, которая не противоречит законодательству и вместе с тем позволяет им получать средства к существовании, так называемую заработную плату. Занятость должна быть официальной, иначе работник считается нелегалом и предприятие, на котором она работает, может получить определенные санкции
Безработица Наличие граждан, которые имеют возможность и желание работать, но не могут найти предприятие для этого. Для безработицы характерен экономический кризис, но вместе с тем желание человека работать тоже присутствует

Статистика маятниковой миграции

Статистически изучать маятниковую миграцию крайне сложно, поскольку люди не выезжают из страны, фиксируясь на пограничных пунктах, и даже не получают визы.

Можно сказать, что в последние годы каждый период количество маятниковых ежедневных мигрантов увеличивается на 10%, то есть в среднем на 150-200 тысяч человек.

Как правило, люди выезжают на работу на один или несколько дней, но не меняют места жительства, поэтому отслеживать такой тип перемещений достаточно сложно.

Правовая база

Конкретно касательно маятниковой миграции в России законов не существует, если только речь не идет о выезде в ближнее зарубежье, к примеру, если человек проживает рядом с другой страной. В таком случае используется закон 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

В нем описаны детали процесса работы пограничных служб, документы, необходимые пересекающим границу, а также то, в каком случае право человека на беспрепятственное пересечение границы могут приостановить.

К слову, закон никак не оговаривает, что работник должен как-либо регистрироваться, или что ему может быть отказано по причине прописки в другом городе.

Поэтому работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве, если причина этого — отдаленность места жительства, ему следует смотреть на кандидатуру объективно.

При этом, если человек беспричинно не появляется на работе, то руководитель может его просто уволить, но это касается не только маятниковых мигрантов.

Фото: миграция и ее виды

Что такое маятниковая миграция

Соответственно, в утреннее время люди, которые живут в пригородах, должны ехать на работу в центр и возвращаться обратно по вечерам. Такое явление имеет название «маятниковая миграция».

Разберемся, в чем заключаются причины ее возникновения и какими бывают последствия.

Что собой представляет

Маятниковая миграция означает регулярное передвижение людей из одной местности в другую для того, чтобы проходить обучение или на работу.

Регулярность данного явления имеет полное соответствие с режимом учебной или трудовой деятельности.

Появление данного явления произошло вследствие урбанизации страны. В основе данного явления лежит несоответствие в расселении граждан и размещении производственных помещений. Самыми основными направлениями миграции является формат «село-город».

Миграция подобного формата выступает в качестве источника для создания ресурсов труда для городских условий.

Это явление обеспечивает более приемлемое и сбалансированное использование ресурсов труда в деревнях и городах.

Маятниковая миграция может создать равноценные условия для того, чтобы выбрать место для обучения по профилю или работы.

Также она может поспособствовать развитию следующих факторов:

  1. Социальной мобильности людей.
  2. Распространению городского образа жизни.
  3. Изменению соцструктуры жителей из села.
  4. Преодолению определенных отличий между деревней и городом.

Особенности

Людям свойственно тратить достаточно много времени на то, чтобы добраться до работы или до места обучения.

Это чаще всего происходит не по желанию населения, а исключительно из экономических соображений. Обычно в центрах больших городов сосредотачиваются основные источники больших заработков.

При этом, жилье стоит в этой местности намного дороже, нежели на окраинах города.

Чем больше город, чем он развитее, тем более плотным становится движение со стороны маятниковых мигрантов.

В определенной ситуации город может исчерпать собственные ресурсы, которые благоволят образованию дополнительных мест для работы.

В то же время, в пригороде появится такая возможность, поскольку там обычно и так не хватает магазинов и предприятий, которые формируют благоприятную инфраструктуру.

Движение, которое была изначально направлено в центр, в такой ситуации будет разворачиваться в обратном направлении.

Эксперты смогут наблюдать два потока, идущих навстречу друг другу – один будет направляться в центр, а второй – в пригород.

В такой ситуации полярность между спальным районом и центром города уменьшится, вследствие чего пригород сможет выступать в качестве маленького центра, который к себе притягивает рабочую силу.

Причины маятниковой миграции

В те времена, когда у людей не имелось автомобилей в большом количестве, а также электропоездов и прочих цивилизационных привилегий, граждане старались жить со своим рабочим местом, либо работать около дома.

Иного выхода у людей просто не имелось. Однако с появлением транспорта у рабочих появилась возможность проживать не в черте города, а за его пределами, и приезжать в город исключительно для того, чтобы поработать, после чего возвращаться обратно домой вечером.

Вследствие отсутствия ограничений количества рабочих людей в городе исключительно местными гражданами, у города имелось свойство – увеличиваться, расти.

Таким образом, появлялось большое количество дополнительных мест для работы, которые впоследствии занимались жителями из деревень и пригородов.

Таким способом происходили спальные районы, где были жилые дома, а организаций и компаний не имелось вовсе.

Затем города могли разрастаться вширь и ввысь, следствием чего стало возрождение огромных мегаполисов.

Данное явление стало носить массовый характер уже к началу нынешнего столетия. Это сейчас каждый человек, который живет в большом городе, знает о том, что имеется такое понятие, как маятниковая миграция.

Так обычно называется ежедневное перемещение людской массы от дома к работе или месту учебы и наоборот.

Самым явным примером маятниковой миграции является стандартная ситуация, когда большая масса людей утром следует на работу из одного пригорода или деревни в другой город.

Это происходит в каждом маленьком или крупном городе, который имеет муниципальные районы.

Также к маятниковой миграции относится вахтовый метод работы. В этом случае люди выезжают из одного города в другой для того, чтобы отработать в нем определенный период времени.

Такой тип маятниковой миграции несколько отличается от стандартного исключительно временем для работы – вахтовый метод подразумевает смену города на две недели, месяц, полгода и т.п.

Еще одним примером такого типа миграции является переезд на учебу в другой город или государство.

В первой ситуации все происходит просто – студент обучается определенный срок, после чего возвращается на свое прежнее место жительства для прохождения работы. Особенно это касается обучения по целевому направлению.

Эмиграция в Финляндию беженцем. Подробнее тут.

Самой главной проблемой маятниковой миграции является:

Преимущества и недостатки

В общем и целом, маятниковая миграция является достаточно положительным явлением, потому что оно может приводить к росту городов и их развитию.

Она может позволить распределять трудовые ресурсы в черте одного региона, при этом население будет обеспечено дополнительными рабочими местами, в то время как на производстве появятся новые сотрудники.

При этом стоит помнить, что когда поток мигрантов превысит дорожную пропускную способность, все преимущества померкнут перед недостатками.

В этом случае вместо радости за возможность работы в центре города у людей появится раздражение за то, что гражданам придется огромное количество времени проводить в пути.

Данная картина не является ни для кого новинкой – более того, она очень хорошо знакома любому жителю мегаполиса.

То время, которое остается от сна и работы, людям придется проводить в пробках. Они будут ухудшать общую экологическую обстановку в области, при этом они будут сказываться отрицательно на общем функциональном состоянии населения.

Читайте так же:  Надзорная жалоба в рф

При их отсутствии в населенном пункте будет серьезно загрязнена атмосфера, а люди будут находиться в постоянном стрессовом состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В настоящее время большое количество людей принимают участие в маятниковой миграции. С точки зрения экономики это несет положительный эффект, поскольку большое количество средств тратится на обеспечение отличных дорог в городе и развитие инфраструктуры в целом.

Открываются новые предприятия, магазины, создаются дополнительные рабочие места и жилые площади.

Что же касается экологии, то здесь все не так хорошо. Выбросы химических веществ с заводов, от автомобилей – все это не может благоприятно сказаться на общем экологическом состоянии в городе. Работа в каждом российском городе над этим ведется, но не в каждом из них она успешна.

Рекомендуем:  Миграция населения в Австралию из России

Без маятниковой миграции сегодня в России обойтись сложно – невозможно найти такой город, в котором каждый человек жил в непосредственной близости от работы.

Список профессий для эмиграции в Испанию. Подробнее тут.

О трудовой миграции в России. Узнайте далее.

Это явление носит определенные положительные и отрицательные особенности, но в целом больше оно приносит больше позитива – города застраиваются, у людей появляется возможность больше зарабатывать, процент безработицы снижается.

Миграция населения

Миграцией называют переселение или перемещение, обусловленное сменой места проживания. За исключением переездов внутри одного населенного пункта, или незначительного административного центра.

Миграция населения явилась важнейшим событием в жизни человечества и его развитии. Благодаря миграции мы можем наблюдать разнообразие рас и этносов населения Земли. Люди заняли всю пригодную для проживания территорию.

Благодаря миграции были созданы города-миллионеры, городские агломерации и скопления агломераций (конурбации). В современно мире не мало государств, созданием которых они обязаны мигрантам. Так недавно (по историческим мерка) были образованы США и Австралия, Новая Зеландия и Канада.

На сегодняшний день в миграционных процессах принимают участие сотни миллионов людей.

Миграции различают на внутренние (в границах стран) и внешние (с пересечением государственных границ).

Основной из причин движения населения является естественно стремление человека жить лучше. Но встречаются и так называемые противоположные потоки, когда условия остаются примерно равными. Исключением служат вынужденные переселения (при крупных катастрофах или войнах, депортациях и разделах государства).

Наиболее известный и крупный миграционный поток последних столетий связан с заселением странами Европы Американского континента. Главной страной мигрантов стали США.

Другие колонизаторы выбрали Южно-Африканский Союз, Новую Зеландию и Австралию. Многие переселенцы нашли свой дом в Канаде, Аргентине и Бразилии.

Всего начиная с XIX века до 1914г, Европу покинули 50 млн человек, и 1/3 от этого числа мигрировало в обратном направлении.

Первоначальный национальный состав переселенцев определил облик занятых ими государств: так США и Канада – англоязычные государства, Аргентина, Мексика и др. – испаноязычные.

Миграционные потоки в США на первых порах составляли в основном англичане и ирландцы, позже к ним присоединилась выходцы из Германии и стран Северной Европы, а далее — из Восточной Европы (так, в Канаде до сих пор заметную часть населения составляют потомки украинцев).

  • Заселение человеком территории суши положило начало миграции — перемещению людей с одного места жительства на другое.
  • В настоящее время принято выделять две основные формы миграций :
  • 1. внутренние миграции — перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой;

2. внешние миграции — перемещение населения из одной страны в другую.

Эмиграция — это выезд из страны. Иммиграция — въезд в страну.

  1. Миграции различаются:
  2. · по характеру:
  3. o добровольные;
  4. o принудительные;
  5. · по продолжительности:
  6. o постоянные;
  7. o временные;
  8. o сезонные;
  9. · по территориальному охвату:
  10. o межконтинентальные;
  11. o внутриконтинентальные.
  12. Особыми формами миграций являются:
  13. · кочевничество как форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни;
  14. · «маятниковые» миграции, возникающие при постоянном перемещении людей по одному и тому же пути (к месту работы или учебы и обратно).

Причин миграций довольно много. Главной из них является экономическая . При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины.

1. Переселенческие миграции, связанные с освоением новых земель. К ним можно отнести:

o переселение людей в новые колониальные владения, начавшееся с эпохи Великих географических открытий;

o насильственную «переброску» негров-рабов из Африки в Америку в XVI-XIX веках;

o «миграционный взрыв» XIX века в странах Европы, когда в период развития капитализма люди устремлялись в те районы, где оставались свободные земли.Больше всего таких мигрантов дали Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания. Расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке.

2. Трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов. Например, китайские и индийские кули. В настоящее время в развитых странах работают по контракту более 25 млн трудящихся-мигрантов. Особое место занимает такое явление, как «утечка умов», имеющее в своей основе экономические причины.

Проявилось оно после. Второй мировой войны, когда из Германии в США были вывезены специалисты в области физики, ракетостроения и т. п. Наибольший отток ученых из развивающихся стран в США, Францию, Канаду пришелся на 60-70-е годы XX века.

В последние годы «утечка умов» особенно сильно затронула Индию, Филиппины, республики бывшего СССР.

  • Другими, не менее важными причинами миграций являются политические . Примерами таких миграций могут служить:
  • · эмиграция полумиллиона граждан из фашистской Германии и Италии, франкистской Испании;
  • · эмиграция из России после Октябрьской революции;
  • · эмиграция из Чили после прихода к власти генерала Пиночета;
  • · отток белого населения из освободившихся от колониальной зависимости стран Азии и Африки;

· насильственная депортация в Германию 10 млн чел. из оккупированных стран в период Второй мировой войны.

Помимо названных миграции населения могут быть вызваны национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

Главными центрами иммиграции на протяжении длительного времени были США, Канада, Австралия, Бразилия, Южная Африка. Однако после Второй мировой войны общие потоки межконтинентальных миграций сократились, но выросли внутриконтинентальные миграции.

Важным центром притяжения рабочей силы стала Центральная Европа, где проживают 12-13 млн иностранных рабочих из стран Южной Европы (Испания, Португалия, Италия, Греция, Югославия), Азии (Индия, Пакистан, Турция) и Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет).

Новый район трудовой иммиграции сложился в нефтедобывающих странах — Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. Сюда приезжают рабочие из Египта, Йемена, Сирии, Судана, Индии, Пакистана, Бангладеш и др.

США и Канада также остаются важным центром трудовой иммиграции. Общая численность иностранной рабочей силы в этих странах оценивается примерно в 6 млн человек.

Новая волна внешних миграций связана с политическими событиями в Восточной Европе. Только в ФРГ с 1989 г. иммигрировало около 2 млн человек — немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР.

Новое миграционное явление последних лет — увеличение числа беженцев из зон территориальных конфликтов. Количество беженцев в настоящее время составляет около 20 млн человек.

Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения . Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

Изменение численности населения между переписями отслеживается с помощью текущего учета населения, который основывается на статистике естественного и миграционного (механического) движения населения.

Естественное движение населения — изменение численности населения за счет рождения и смертей.

В статистике широко используется показатель естественного прироста населения, который определяют как разность между числом родившихся живыми и числом умерших за определенный период, имея в виду прежде всего положительный результат (число родившихся должно превышать численность умерших). Если разница имеет отрицательный результат, то речь идет о показателе естественной убыли населения.

Воспроизводство населения измеряется с помощью общего коэффициента рождаемости и общего коэффициента смертности (рассчитываются на 1000 человек, т.е. в промилле, ‰).

Общий коэффициент рождаемости характеризует интенсивность деторождения по отношению к населению в целом (всех возрастов) и вычисляется как отношение числа родившихся живыми в течение года (N) к среднегодовой численности населения ():

Интенсивность смертности населения измеряется общим коэффициентом смертности, который представляет собой отношение общего числа умерших в течение года (М) к среднегодовой численности населения:

В статистике населения используется также коэффициент естественного прироста (убыли), который представляет собой разность между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности.

Большое значение для анализа естественного движения населения имеет расчет возрастных коэффициентов рождаемости (коэффициентов для отдельных возрастных групп женщин) и суммарного коэффициента рождаемости, который характеризует среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь. В последние годы в России суммарный коэффициент рождаемости имеет тенденцию к снижению (суммарный коэффициент рождаемости снизился с 2,00 в 1970 г. до 1,24 в 1998 г.).

Важнейшей частью статистической информации о смертности населения является показатель смертности детей на первом году жизни. Речь идет о коэффициенте младенческой смертности, который представляет собой отношение числа умерших в возрасте до одного года (М0 ) к числу родившихся живыми:

Обобщающим показателем является показатель средней продолжительности предстоящей жизни, который может быть рассчитан для любой возрастной группы населения путем деления суммы предстоящих человеко-лет, которые предстоит прожить группе лиц от возраста х до предельного возраста включительно (Tx ), на численность изучаемого поколения, дожившего до возраста х (Lx ):

Значение регулярных передвижений граждан

В последнее время большинство людей стараются принимать участие в маятниковой миграции. Если судить с экономической точки зрения, то такое явление является положительным, потому что много средств будет потрачено на обеспечение дорог хорошего качества в городе, а также на развитие целостности инфраструктуры для регионов.

Будут открываться новые магазины, предприятия, а также сдаваться новые рабочие места и строиться новые жилищные объекты.

Если же говорить об экологии, то здесь всё не так радужно. Выбросы вредных веществ от автомобилей и заводов не могут никак сказаться благоприятно на целостном экологическом состоянии для региона.

В каждом российском регионе над этим ведется плодотворная работа, однако далеко не в каждом из них она является успешной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: