Из каких регионов уезжает больше всего россиян и куда они переезжают

Внутренняя миграция делится на две части: внутрирегиональную — когда население перемещается внутри региона, где основной поток миграции направлен из сельской местности и малых городов в областные центры и/или промышленные города одного и того же региона.

межрегиональная миграция — когда часть населения предпринимает более радикальные шаги и принимает решение о переезде в другой регион.

Положительный миграционный прирост был зафиксирован в 28 регионах. Наиболее привлекательными были: Москва (+ 70 424), Московская область (+ 63 361), Краснодарский край (+ 30 555), Санкт-Петербург (+ 20 034) и Тюменская область (+ 9 958). Также немалый миграционный прирост был в Воронежскую, Свердловскую, Калининградскую области, в Крым и в Севастополь.

Наибольший отток населения был из Кемеровской области (- 8 391), Самарской области (- 8 120), Челябинской области (- 8 077), Омской области (- 7 435), Коми (- 6 358).

Что касается федеральных округов — только 3 имели положительный миграционный прирост Центральный, Северо-Западный и Южный. Наибольший отток населения наблюдался в Поволжье (- 23 931), в Сибири (- 18 635) и на Дальнем Востоке (-16 850). На Дальнем Востоке только у одного региона не было отрицательного миграционного прироста населения, и этот регион — Чукотка (+ 252). Всего с 2014 года отрицательная миграция с Дальнего Востока составила 123,2 тыс. человек. Наверное программа развития Дальнего Востока пошла не совсем так, как планировалось.

Примечательна постоянная тенденция сокращения миграционного оттока из Северного Кавказа: 2016 год — 20,8 тыс., 2017 год — 8,5 тыс., 2018 год — 3,7 тыс. чел.

Внутренняя миграция в 2018 году (цифры по каждому региону смотрите в комментариях):

Статистика миграции

Миграционные процессы в мире становятся более интенсивными. Статистика миграции отражает тенденцию к росту даже в периоды экономических кризисов. Однако этот процесс выгоден обеим сторонам – стране, отправляющей мигрантов, и принимающей их.

Причины переселения граждан

Как показывает статистика миграции в мире, приток людей из других стран опережает темпы роста численности населения:

  • 2013 год – их количество составляло около 232 млн. человек;
  • 2015 год – цифра достигла 244 млн. Из них 20 млн. человек являются беженцами.

Чаще всего в основе массового перемещения людей лежат экономические причины. Статистика миграции населения в мире выделяет следующие факторы:

  • переезд работников низкой квалификации в страны с высоким уровнем экономики;
  • переселения между странами с одинаковым уровнем развития из-за социальных или культурных факторов;
  • статистика по миграции в мире отражает перемещение трудовых ресурсов из государств бывшего СССР и Восточной Европы в Западную ее часть и США;
  • наблюдается также переезд квалифицированных работников из благополучных стран в развивающиеся по причинам высоких заработков, карьеры.

Среди других факторов, влияющих на массовые перемещения, статистика миграции населения выделяет также:

Особенности современности

Статистика трудовой миграции в мире демонстрирует изменение самой структуры – если раньше в поисках лучшей жизни родину оставляли простые люди, не имеющие квалификации, то сегодня в другие страны отбывают высококлассные специалисты, ученые. Глобальный процесс переселения, как отмечает статистика миграции в России, охватил и нашу страну.

РФ занимает третье место в мировом рейтинге по числу мигрантов – 11,9 млн. человек в 2016 году.

Откуда прибывают люди в Россию

Приток происходит преимущественно за счет стран СНГ:

  • 2014 год – 92%
  • 2015 год – 89 %!Основную часть составляет миграция из Украины. Статистика за 2016 год насчитывает 35%!(178 тыс. человек из 512 тыс. прибывших из стран СНГ). Однако за первые три месяца 2017 года статистика миграции рабочей силы показывает снижение числа прибывших на 8,1%!по сравнению с первым кварталом 2016 года. В значительной мере снижение произошло за счет украинцев.

Последствия нелегального въезда

Незаконная миграция в РФ по статистике составляет около 3,6 млн. от общего числа граждан въехавших в страну. У большинства нелегалов закончился срок действия разрешительных документов. Статистика незаконной миграции указывает на последствия нелегального въезда и нахождения на территории страны:

  • избыток дешевой рабочей силы;
  • рост безработицы;
  • недополучение бюджетом налогов;
  • разводы;
  • расширение теневой экономики;
  • перенаселение жилья;
  • рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск взяточничества среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;
  • обострение социальной напряженности в обществе;
  • расширение криминальной среды.

Если проанализировать статистические показатели миграции населения, то несмотря на меры, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью, ситуация чревата негативными последствиями.

Наблюдающиеся тенденции

Как показывает статистика миграции по странам за 2016 год, наибольший процент прибывших в РФ иностранцев составили граждане СНГ. При этом статистика миграции населения стран СНГ свидетельствует о росте доли рабочей силы из Киргизии при постепенном снижении численности украинцев.

Причины отъезда из России

Продолжается также внешняя миграция в России. Статистика отмечает отток квалифицированных работников:

  • за 8 месяцев 2015 года страну покинуло более 120 тыс. человек;
  • за 8 месяцев 2016 года выехало более 200 тыс. человек. Из них Росстат зафиксировал 34 тыс. граждан, получивших новое гражданство.

Статистика миграции по возрасту показывает, что большую часть уехавших составляют студенты и молодые предприниматели, которых не устраивает отсутствие гарантий при ведении бизнеса. Статистика миграции высококвалифицированных кадров называет следующие причины оттока людей:

  • возможность приобретения собственного жилья;
  • обеспечение личной безопасности;
  • доступность профессиональных медицинских услуг;
  • желание получить качественное образование.

Читайте также:  Топ-5 запретов для приезжих в китае

Отток квалифицированных кадров

Статистика трудовой миграции россиян утверждает, что число граждан с высшим образованием составило 46%!от общего количества выехавших в поисках работы в 2014 году. Они оказались не востребованы на родине.

Статистика миграции в Канаде отмечает, что сюда ежегодно уезжает 300–700 российских граждан. Благодаря политике, которую проводит правительство в отношении иностранцев, здесь легче устроиться на работу и адаптироваться в новых условиях.

Число российских граждан, проживающих за рубежом на конец 2015– первую половину 2016 года:

Страна пребывания Численность, тыс.
США 415
Канада 214
Израиль 268
Эстония 89
Германия 201
Испания 66
Чехия 33
Латвия 42
Австрия 30
Финляндия 30
Болгария 17

Внутреннее перемещение населения

С отъездом большого числа специалистов растет статистика внутрироссийской миграции. Во многих городах появился дефицит кадров, что привлекает работников, ищущих более достойную работу с высокой оплатой и людей, оставшихся без работы после банкротства предприятий. Как показывает статистика миграции населения России, основные ее причины лежат в экономической плоскости:

  • потребности рынка труда;
  • предложение и качество рабочей силы;
  • уровень оплаты труда.

Фактор урбанизации

Статистика внутренней миграции в России показывает, что за год по стране перемещается около 1,7 млн. человек или 1,2%!населения. Переезд осуществляется преимущественно в областные города, имеющие более широкие возможности для трудоустройства.

При этом статистика внутренней миграции в России по регионам показывает сокращение трудоспособного населения.

Ситуация в регионах РФ

Статистика миграции в Башкортостане показывает, что в 2016 году в республику приехало 151,3 тыс. человек, а выехало 159,7. Отток населения за год составил 8,5 тыс.

Статистика внутренней миграции показывает, что отток населения в сибирском федеральном округе  за 2000–2008 гг. составил более 244 тыс. На Дальнем Востоке за 10 лет – 187 тыс. Создание в этих регионах доступной транспортной инфраструктуры помогло бы в какой-то мере исправить ситуацию.

Рекомендуем:  Миграция населения в Испанию из России

Статистика миграции внутри России зависит не только от экономических, но и климатических особенностей. Более благоприятная погода центральных и южных районов привлекает возможностью заниматься сельским хозяйством.

Страны СНГ

Тревожная ситуация складывается и в странах СНГ. Статистика миграции в Казахстане за 2015 год принял более 16 тыс. человек, но из страны уехало более 30 тыс.

В первом квартале 2016 года количество уехавших из страны увеличилось на 20,3%!, а отрицательное сальдо составило 2381 человек.

Анализ статистики трудовой миграции Казахстана показывает, что основной поток уезжающих направляется в страны СНГ.

Положительную динамику показывает статистика естественного движения и миграции населения в Беларуси. По официальным данным:

  • в 2016 году на заработки за пределы страны выехало 7,3 тыс. человек. В страну приехало почти в три раза больше;
  • за январь-март 2017 года уехало – 1,8 тыс. человек. Прибыло – 4,3 тыс.

Проблема с беженцами

Статистика миграции в Европе в 2015 году зафиксировала приток 1 млн. беженцев, основную часть которых составляли сирийцы. В 2016 году их число удалось снизить до 355 тыс., но проблема до сих пор не решена.

Привлекательность стран ЕС

Статистика мировой миграции по количеству проживающих в стране иностранцев выделяет пять лидеров:

  1. Люксембург – 45,9%!
  2. Швейцария – 29,6%!
  3. Швеция – 18,5%!
  4. Австрия – 17,4%!
  5. Германия – 14%!

Статистика ООН по миграции отмечает основные факторы, привлекающие беженцев в Европейские страны:

  • отсутствие пограничного контроля внутри ЕС, что позволяет свободно перемещаться по территории;
  • высокий уровень социальных пособий и возможность устроиться на работу.

Прирост населения Германии за счет беженцев

Статистика миграции Германии утверждает, что около 1/3 основного потока беженцев приходится на эту страну. Если нынешняя ситуация сохранится, то миграционный прирост в 2017 году составит 250 тыс. человек. За счет этого увеличится общий прирост населения до 50 тыс.

Состав мигрантов во Франции

Статистика миграции во Франции прогнозирует прирост в 2017 году на 67 тыс. человек. Преимущественно это выходцы из Северной Африки. Около 1/3 из них живет на социальное пособие и находится за чертой бедности.

Великобритания и Швейцария

В 2015 году к рекордному числу приблизилась миграция в Великобритании. Статистика зафиксировала прирост на 20 тыс. человек за год – с 313 до 333 тыс. Однако официальные органы отмечают, что увеличение произошло не из-за роста количества прибывших, а вследствие уменьшения их оттока.

Статистика миграции Швейцарии демонстрирует сокращение притока рабочей силы в первой половине 2017 года на 12%! Цифра достигла 25 тыс. человек. Это самый низкий показатель за 12 последних лет.

Позиция Испании

Жесткое противодействие государства получает миграция в Испании. По статистике всего 1,1 тыс. человек принято страной из 17 тыс., согласно обязательствам перед ЕС. Низкие темпы приема беженцев испанское правительство объясняет необходимостью их тщательной проверки.

Миграционные потоки в США

Основной прирост населения страны обеспечивает трудовая миграция в США. Статистика свидетельствует, что за 2000–2010 года в страну прибыло свыше 14 млн. человек. Большинство из них выходцы из Мексики или Юго-Восточной Азии.

Большую проблему представляет нелегальная миграция в США. Статистика сообщает, что из 40 млн. иностранцев, находящихся в стране в 2015 году, 12 млн. приехали нелегально.

Быстро растет число прибывающих людей с Ближнего Востока и Латинской Америки.

Статистика миграции Китая свидетельствует, что поток рабочей силы из этой страны остается одним из самых больших в мире. Она занимает четвертое место по уровню оттока населения. За пределами страны живет более 8 млн. человек.

Изменение миграционной политики Японии

Статистика миграции в Японии отмечает, что, несмотря на приток рабочей силы, ее уровень в стране остается невысоким.  В связи с происходящими в стране негативными демографическими процессами, в 2016 году правительством была пересмотрена миграционная политика.

Внутренняя миграция населения России

По данным Госкомстата, положительную статистику внутренней миграции демонстрируют следующие федеральные округа страны:

  • Центральный, самый крупный ФО страны (около 40 млн. человек), главные направления — Москва и Московская область;
  • Северо-Западный, благодаря Санкт-Петербургу и Ленобласти, около 14 млн. человек;
  • Южный, из-за климата и лучших курортов страны (Сочи, Крым), самые динамично развивающиеся города-миллионники (Ростов-на-Дону, Краснодар), около 14 млн. человек;
  • Уральский, промышленный район со столицей в Екатеринбурге, 12,5 млн. человек.

Центральный регион имеет положительную статистику по миграции со всеми федеральными округами России. СЗФО и ЮФО распределяют между собой тех, кто не доехал до Москвы — первые выделяются пятимиллионным Санкт-Петербургом, вторые — хорошим климатом и близостью Черного моря.

Наконец, Урал является «перевалочным» регионом, безнадежно проигрывая первым трем, но удерживая показатели близко к нулю за счет переселенцев из Сибири, Приволжья и Северного Кавказа.

Существует три причины миграции: экономические, политические и религиозно-культурные.

  1. Основной причиной для внутренней миграции в подавляющем большинстве случаев является экономика. Так, экономическими причинами было обусловлено массовое переселение крестьян в город в 1920 году, нечто похожее повторилось в 90х годах — более богатые города-миллионники «высасывают» активное население из деревень и сел. Существует и постоянный эмиграционный поток из провинции в столицу;
  2. Политические причины проявляются там, где государство по тем или иным причинам вмешивается в невыгодные для него условия. Еще в царское время для заселения земель за Уралом использовались как поощрения в виде подъемных для добровольных переселенцев, так и ссылочные наказания. Советское правительство также пробовало решить вопрос вынужденными переселениями и распределениями, не забывая про «пряник» повышенных зарплат и льгот. Эта политика привела к росту численности азиатской половины страны более чем в пять раз за последнюю сотню лет, тогда как население европейской части выросло лишь на 50%
  3. Наконец, религиозные/культурные причины могут быть как негативными (гонения на веру, язык), так и позитивными (переезд ближе к святыням и единоверцам). В РФ свобода вероисповедания защищена конституцией, однако приверженцу экзотических религий вроде индуизма или саентологии будет сложно найти храм с единомышленниками вне крупных городов.

Миграционный прирост населения России

Для оценки общей миграционной ситуации стоит разделять временную (трудовую) миграцию и постоянных переселенцев. В 2019 году в Россию уже приехало около 13,5 миллионов легальных мигрантов, и по примерным подсчетам от 5 миллионов нелегальных. Больше половины рабочей силы приезжает в Москву и Санкт-Петербург, четыре визитера из пяти прибывают из стран СНГ по упрощенному режиму.

За январь-сентябрь российский паспорт получили 192 270 человек. Для сравнения, за этот же период в прошлом году было выдано 184 тысячи паспортов. Контроль на въезде заметно ужесточился — 198 тысяч запретов против 117 тысяч в прошлом году.

По графику миграционного прироста можно наблюдать ежегодное снижение прироста населения. Заметнее всего выглядят просадки на фоне экономических кризисов 1998, 2008 и 2014 годов, а пик прироста в 1993 имел политическую причину — развал Советского Союза.

К сожалению, из-за введения новой системы учета в 2011 году старые данные нельзя сравнивать с новыми напрямую, но общая тенденция на спад сохраняется.

На сегодняшний день естественная убыль населения (около 300-350 тысяч человек в год) более чем наполовину компенсируется мигрантами. Иммиграция также помогает поддерживать население страны в трудоспособном возрасте.

По статистике, в течение последних лет самым географически мобильным слоем населения является молодежь в возрасте до тридцати лет.

Эмиграция населения Российской Федерации

Для начала немного статистики. В ежегодном бюллетене Госкомстата за 2017 год указано, что из страны выехало на постоянной основе 306 тысяч человек:

  • 255 тысяч разъехались по странам СНГ;
  • 51 тысяча отправилась в дальнее зарубежье.

Отток по сравнению с 2016 заметно вырос, но произошло это за счет все того же СНГ (201 тысяча покинувших страну в 2016). Резкое увеличение количества мигрантов произошло в 2014 году из-за экономического кризиса, санкций и возвращения Крыма.

Рекомендуем:  Эмиграция в Исландию из России

Важно то, что за последние годы увеличивается «утечка мозгов» или отъезд высококвалифицированных специалистов за рубеж. Секретарь РАН утверждает, что за трехлетний срок количество покидающих страну ученых выросло с 20 до 44 тысяч.

Недавний соцопрос в МГУ в очередной раз подчеркнул причины утечки:

  • Более высокие доходы и уровень жизни;
  • Политическая нестабильность;
  • Возможность более полно реализовать свой потенциал.

Всего 30%!студентов заявили, что не покинут страну ни при каких условиях.

В какие страны дальнего зарубежья россияне эмигрируют чаще всего? По данным Росстата это Германия, США и Израиль. С немцами у России множество общих учебных программ и близкое территориальное соседство, Штаты — на сегодня самое богатое государство мира с относительно большим количеством возможностей для переезда, Израиль может похвастаться огромной русской диаспорой.

Остальные страны ежегодно принимают меньше тысячи человек каждая: для 147-миллионной Российской Федерации это близко к статистической погрешности.

Прогноз роста эмиграции

Большинство специалистов-социологов говорит о дальнейшем росте эмиграции из России и снижении иммиграции в ближайшие несколько лет.

Причин несколько:

  • Экономическая слабость из-за санкций и внутренних проблем;
  • Вялотекущий конфликт с Украиной;
  • Ужесточение миграционного контроля;
  • Ограниченное количество рабочих мест для специалистов высокой квалификации.

Так, гастарбайтеры из Украины после упрощения визового режима с ЕС уже переориентируются на Польшу. Заметен отток в крупные страны СНГ: если до 2014 для белорусов и казахов поездка на заработки в Россию окупалась без вопросов, то теперь все стало не так однозначно.

Масштабы «утечки мозгов» переоценивают: количество мигрантов с ВО, въезжающих в Россию, с 2010 года выросло в 2,5 раза с 40 до 100 тысяч. Несмотря на разный уровень образования в целом (некорректно сравнивать студента заштатного вуза Узбекистана с выпускником МГИМО), резкого снижения качества человеческого капитала не ожидается.

Проблема действительно есть, но она, как и небольшие среди общемировых зарплаты, должна решаться системно.

Несмотря на положительную миграционную статистику в 2019 году, у России есть немало демографических проблем.

Это и старение населения, и отрицательный прирост рождаемости/смертности, и негативная динамика отъезда по специалистам.

Тем не менее страна уже трижды преодолевала похожие спады в современной истории: после распада Союза, в начале «нулевых» после дефолта и в завершении кризиса-2008. Что произойдет на этот раз — покажет время.

Этот отрывок (второй) взят из статьи: https://mogol18.ru/prochee/migratsiya-naseleniya-rossii-prichiny-prognoziruemyj-migratsionnyj-prirost-statistika-emigratsii.html

Впервые с 2013 года в России отмечен прирост миграции

Анализируя абсолютные показатели, авторы доклада отмечают, что за последние три года, начиная с максимального по объемам миграции 2014 года, численность граждан из основных стран — доноров трудовой миграции снизилась. Из Узбекистана — более чем на 30%!в сравнении с 2014 годом, Таджикистана — на 13%! За три года сократилась численность мигрантов из Азербайджана и Молдавии.​

По словам директора программ международного альянса «Трудовая миграция» Сергея Болдырева, количество мигрантов из СНГ в России снизилось в январе 2017 года на 5%!по сравнению с тем же периодом 2016 года (с 8,2 млн человек до 8,1 млн).

Тем не менее доля граждан СНГ среди всех пребывающих иностранцев держится на отметке 85%!, отмечается в докладе. По-прежнему не происходит восстановление докризисного уровня численности иностранцев из развитых стран Запада, отмечают эксперты.

Снижение нетто-миграции со странами дальнего зарубежья особенно заметно после всплеска в 2011–2013 годах. Если в 2012 и 2013 годах нетто-миграция с этими странами превышала 20 тыс. человек, то с 2014 года она составляла 10 и менее тыс. человек.

Причины падения и роста​

В докладе динамика миграционных показателей увязывается с изменением ситуации в странах — миграционных партнерах, а также переменами в самой России. Процесс миграции зависит от либерализации или ужесточения политики в сфере миграции и гражданства, а также социально-экономических показателей, считают авторы доклада.

Снижение общего числа мигрантов с 2014 года Болдырев называет плавным и связывает с введением санкций против России. «[После введения санкций в отношении России] соответственно, ухудшилась [российская] экономическая ситуация, и ухудшение привело к снижению спроса на трудовые ресурсы», — рассказал эксперт РБК.

Позитивная динамика нетто-миграции из ближнего зарубежья в последний год связана с «надеждой на экономическое оживление», считает директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель. «Мигранты из ближнего зарубежья в основном приезжают на заработки, и сейчас ситуация [в России] относительно стабильная», — пояснил он.

Центры притяжения

Основные центры притяжения мигрантов, отмечается в докладе, практически не изменились. Лидируют Москва и Московская область (суммарный миграционный прирост в 2016 году составил 132,8 тыс. человек), Санкт-Петербург и Ленинградская область — 66,4 тыс., Краснодарский край — 55,7 тыс., Севастополь и Республика Крым — 24,1 тыс. человек.

В то же время многие регионы Приволжского федерального округа продолжают терять население, как и регионы Европейского Севера, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока.

Из последнего в предыдущие три года в среднем выезжали по 20 тыс. человек, отмечается в докладе.

Не исключено, что в будущем миграционная убыль населения Дальнего Востока прекратится, отмечают исследователи, но пока в масштабах страны они продолжают оставаться периферией.

В докладе отмечается: фиксируемые Росстатом масштабы эмиграции из страны (последовательное ее снижение начиная с 2000-х годов) не подтверждает зарубежная статистика.

По большинству стран число эмигрантов из России отличается от данных Росстата в разы, говорится в мониторинге.

Читайте также:  Вильнюсский университет: условия поступления

В докладе речь идет именно о миграции в страны дальнего зарубежья, а не в СНГ, объяснил один из авторов, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Никита Мкртчян.

«Статистика лучше собирается в странах и регионах прибытия: уезжая из России, мы нигде не обязаны отмечаться, а в странах, куда наши люди уезжают, их учитывают», — сообщил он.

По словам Мкртчяна, в странах приезда статистика по эмигрантам из России в разы больше и это связано с тем, что после переезда бывшие соотечественники, «скорее всего, начинают где-то регистрироваться, получать виды на жительство».

Статистика может отличаться «и в три, и в десять раз», но в странах прибытия она ​значительно больше, пояснил эксперт.

Введение Когда мы говорим о миграции, может подразумеваться любая миграция – социальная, политическая, экономическая, но когда мы говорим о миграционной политике России, речь в первую очередь идет о трудовой миграции из стран СНГ и стран Балтии. Россия столкнулась с миграционными проблемами 20 лет назад.

После распада СССР государственно-политическая и социально-экономическая системы разрушились, соответственно, разрушился и механизм регулирования демографических процессов. Сложившиеся экономическая и демографическая ситуации в стране обуславливают все новый приток рабочей силы. Так, в некоторых регионах труд иностранных граждан становится структурообразующим составляющим экономики.

Исходя из результатов проведенных исследований, Собольников В.В. выделяет ряд положений, которые раскрывают причины данной проблемы: 1) Причинами и условиями, порождающими незаконную миграцию, является экономическая привлекательность России, отсутствие с рядом стран визового режима (Казахстан, Таджикистан и др.

); реальный спрос на дешевую низкопрофессиональную рабочую силу; несовершенство миграционного законодательства на постсоветском пространстве; недостаточная правовая основа противодействия незаконной миграции и необходимого миграционного взаимодействия.

2) Основной поток мигрантов составляет международная, незаконная трудовая миграция, которая характеризуется определенным стандартом процесса миграции в Россию: образец поведения просматривается в том, что после въезда одного из мигрантов и изучения им ситуации приезжают в последующем его родственники и близкие.

В результате на территории России формируются места пребывания, заселения представителями, имеющими не только этническую, но и кровнородственную связь. 3) Уголовная статистика России не отражает реального состояния преступности мигрантов. Высокая латентность противоправной деятельности обусловлена характером неконтролируемой миграции.

Незаконные мигранты вследствие неблагоприятных условий постепенно “уходят” в теневую, полукриминальную сферу деятельности, втягиваясь в криминал в составе этноорганизованных групп. Как пишет Орешкин В.А., Россия превратилась в, своего рода, буферную зону на пути мигрантов в Европу.

Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 – 2002 годов (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия – 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек.

Как мы видим, проблема правового регулирования миграции в России очень актуальна, и эта актуальность будет только возрастать.

Нынешняя миграционная политика России На данный момент, базовым законом, определяющим порядок въезда, пребывания и работы иностранных граждан на территории России, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Рекомендуем:  12 методов переехать в Канаду в 2020 году

В него неоднократно вносились изменения, связанные с новшествами в миграционной политике государства и смягчением условий пребывания иностранцев в России.

Согласно действующему законодательству, временно пребывающий в России иностранец может осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, который выдал ему разрешение на работу, а временно проживающий – на территории субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание.

Порядок получения разрешительных документов для осуществления иностранцами трудовой деятельности регулируется тем же Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

Трудоустройство иностранных граждан из стран с безвизовым режимом проще, чем из других стран – работодателю не нужно оформлять приглашение на въезд.

Все, что должен сделать работодатель – это уведомить территориальный орган миграционной службы региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения о привлечении на работу иностранных граждан в течение десяти дней с момента заключения трудового договора.

Важным моментом является вопрос здравоохранения – если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционной службы документы, подтверждающие, что он не болен наркоманией, инфекционными заболеваниями, ВИЧ.

С ноября 2006 года (за исключением отдельных положений, которые вступили в силу 15 января 2007 года) ужесточилась ответственность для работодателей, не оформивших иностранных работников должным образом.

Так, например, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения. Существует определенный ряд условий, упрощающих процедуру принятия гражданства. Например, в соответствии со статьей 13 Договора между Россией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года гражданам указанных государств, постоянно проживающим на территории России, гарантируется упрощенный порядок приобретения гражданства. Для лиц, состоящих в браке с гражданином России не менее трех лет, не предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства, но установлен сокращенный срок проживания, необходимый для приема в гражданство Российской Федерации, – один год. Стратегия 2020 28 апреля этого года при поддержке Российской Академии Народного Хозяйства и Государственного Управления состоялось совместное заседание глав экспертных групп по обновлению «Стратегии-2020». Свое выступление директор Федеральной Миграционной Службы Константин Ромодановский начал с цитаты Фрэнсиса Бэкона – «для процветающего государства необходимо цивилизованное перемещение людей и товаров». С точки зрения Миграционной Службы «во главе угла должны стоять интересы российских граждан», а у мигранта должны быть свои права и обязанности. В целом миграция должна быть экономически выгодна всем. ФМС должна создавать условия для осуществления трудовой деятельности и для длительного пребывания приезжих, но, в то же время, изменения в законодательстве должны происходить нечасто, что бы не создавать лишнюю путаницу. Стратегия 2020 – стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. Она включает в себя 21 экспертную группу. 7 группа называется «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» и состоит из ректора НИУ ВШЭ Кузьминова Я.И., ректора Московской школы управления “Сколково” Волкова А.Е. и проректора НИУ ВШЭ Четверниной Е.А. В официальных источниках на данный момент есть только обозначенные приоритетные направления миграционной политики. Направления следующие: 1) Экономическая иммиграция 2) Воссоединение семей 3) Гуманитарная постоянная миграция 4) Региональные программы постоянной миграции 5) Временная миграция 6) Учебная миграция Изучив все материалы заседаний и интервью этой экспертной группы, а также директора ФМС, я могу резюмировать следующие предложения согласно выделенным направлениям: 1) Изменение фокуса миграционной политики – с правоохранительной направленности на социально-экономическую. Создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и инноваторов 2) Создание гражданского Министерства по миграции, межнациональным и конфессиональным отношениям, единого ведомства, отвечающего за миграционную политику 3) Дифференциация миграционных потоков 4) Разделение мигрантов на 4 категории: высококвалифицированных специалистов и членов их семей, на студентов и ученых, на квалифицированных исполнителей и на работников без определенной квалификации (сохраняются все ограничения по въезду и выезду, введение ограничения на въезд семей и адаптационные программы) 5) Замена разрешения на временное проживание системой видов на жительство с учетом бальных критериев. Баллы будут начисляться по девяти категориям, в частности: возраст, образование, уровень владения русским языком, стаж работы по специальности, профессиональный опыт, предложение и прежняя работа в РФ, наличие родственников и жилья в стране. Наибольший вес в баллах имеют возраст (от 21 года до 45 лет – 20 баллов) и наличие ученой степени (18 баллов). 6) Создание институтов убежища 7) Запрещение «выдворения» мигрантов из страны(нужно, прежде всего, не допускать, чтобы нелегалы были в России. «Выдворение» одного нелегального рабочего обходится примерно в 30 тысяч рублей и происходит за счет налогоплательщиков) 8) Повышение уровня образования трудовых мигрантов 9) Устранение моноэтнических школ 10) Начисление пенсий трудовым мигрантам 11) Взимание страховых взносов с мигрантов 12) Привлечение НКО к проблемам трудовой миграции13) Введение нулевой квоты для граждан Таджикистана

Выводы В силу множества причин вопрос миграционной политики в России стоит очень остро – растет недовольство населения, а существующая система регулирования этих вопросов не справляется. Все понимают, что России необходимы перемены.

По сути, «Стратегия 2020» – одна из многих программ партии «Единая Россия», правда, в отличие от других программ и программных документов – эта не оформлена в виде отдельного законченного документа, хотя первое упоминание о ней было еще 2008 году.

Тем не менее, те предложения, которые представили экспертная группа №7 и директор ФМС, внушают доверие, так как они базируются на основе тщательно спланированных социологических исследований, отражающих реальную картину мира.

На мой взгляд, некоторые положения, в частности бальная система, вряд ли будут воплощены в жизнь по той простой причине, что их сложно реализовать, а так как они не являются базовыми, возможно, впоследствии, они будут исключены из рассмотрения.

Не смотря на это, многие идеи имеют хорошие шансы воплотиться в жизнь.

Предполагаемые нововведения должны увеличить правовую и социальную защищенность граждан, при чем как мигрантов так и титульного населения, в частности, за счет повышения социальной и экономической ответственности работодателей перед мигрантами с одной стороны , и перед экономико-правовой системой российского государства (учет, контроль, налоги и т.д.) Также, большое внимание уделяется ассимиляции мигрантов (по новой классификации – работников без квалификации). Планируется повышать уровень их образования, начислять пенсии и взимать страховые взносы. Устранение моноэтнических школ будет способствовать более успешной ассимиляции детей мигрантов.

В связи со сложившейся в России демографической ситуацией (в период с 1992 по 2010 года естественная убыль населения России составила 13,1 млн человек). Планируется повысить компенсацию за счет за счет миграционного обмена. Причем, приоритет будет у высококвалифицированных работников. Для того, что это стало реальным, будет повышаться качество условий труда.

В целом новая миграционная политика будет направлена на социально-экономическую сферу, а не только на правовую. Эта приоритетная направленность будет способствовать росту экономического потенциала, снижению социальной напряженности в обществе, причем, как в целом, так и в мигрантском сообществе, что не может благотворно не отразится на существующем положении дел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: