Основные положения ФЗ О занятости населения в РФ в 2020 году

В статье приводятся основные положения ФЗ О занятости населения в РФ в 2020 году, раскрывается назначение и цели законопроекта, указываются права сторон процесса трудоустройства.

Правовые основы законодательства в сфере занятости населения заложены в главном законе нашей страны – Конституции.

В частности, о свободе наших граждан выбирать разновидность деятельности и профессию говорится в ч. 1 ст. 37 Конституции, а о праве получать заработную плату не ниже общефедерального МРОТа – в ч. 2 ст. 7.

Что необходимо знать

Основные положения Закона, которые необходимо знать каждому российскому гражданину:

  • отсутствие работы – не основание для привлечения к административной или прочей ответственности (аб. 2 ч. 2 ст. 1 Закона);
  • о том, кто признается занятым, можно почитать в ст. 2 Закона – в частности, таковыми признаются студенты-очники, граждане, работающие по трудовому договору, ИП, нотариусы, адвокаты, члены КФХ, солдаты-срочники и др.;
  • иностранцы, а также лица без определенного гражданства, имеют точно такое же право на содействие государства в области занятости, как и российские граждане (ч. 2 ст. 6 Закона), кроме случаев, когда иное установлено международным договором;
  • физические лица имеют право на содействие ЦЗН в поиске подходящей работы, в выборе определенной сферы деятельности, в профориентации (ч. 1 ст. 9 Закона), при этом все консультации юриста оказываются на безвозмездной основе;
  • есть возможность подбирать работу путем обращения к ИАС “Работа в России”, куда работодатели добавляют информацию о наличии вакантных мест (ст. 16.2. Закона);
  • минимальный размер выплаты по безработице установлен Постановлением Правительства № 812 от 12 октября 2010 года “О размерах…” на отметке 850 рублей, и с тех пор не менялся.

Назначение данного законопроекта

Основное назначение – это определить структуру государственной политики по содействию занятости. Главные положения о данной политике можно посмотреть в ст. 5 Закона.

В частности, в этой статье говорится, что государством реализуются:

  • меры по развитию трудовых ресурсов, повышению их мобильности;
  • равные возможности для всех российских граждан, независимо от возраста, пола, религиозных убеждений и иных факторов;
  • условия труда, которые гарантируют достойную жизнедеятельность и свободное развитие;
  • меры по трудоустройству граждан, которые испытывают трудности в поиске работы (например, несовершеннолетние от 14 до 18 лет, граждане предпенсионного возраста, лица от 18 до 20 лет, впервые осуществляющие поиск работы и др.);
  • превентивные меры, принимаемые в целях недопущения массовой или длительной безработицы;
  • координационные мероприятия в целях соотнесения государственной политики в сфере занятости и иных направлений – экономической, социальной, инвестиционно-структурной политики.

Вероятно, под назначением также имеется ввиду, как разграничиваются гарантии государства, предоставляемые только безработным и предоставляемые всем гражданам РФ. О таких гарантиях можно почитать в ст. 12 Закона.

В частности, всем гражданам Российской Федерации государство гарантирует:

  • защиту от безработицы;
  • свободу выбора разновидности деятельности, характера труда;
  • безвозмездное оказание поддержки в подборе подходящей работы.

А безработным даются следующие гарантии:

  • социальная поддержка;
  • бесплатные услуги по профориентации (подробности для жителей Москвы – по телефону + 7 (499) 195 – 02 – 85), психологической поддержке, профобучению, дополнительному профессиональному образованию;
  • бесплатное медосвидетельствование при направлении ЦЗН для прохождения профобучения.

Его цели

В Законе прямо не указано, для реализации каких целей он был принят. Но если провести анализ нормативных положений всех статей, то можно выделить следующие цели:

  • надлежащее определение правовых, экономических основ политики в сфере содействия занятости;
  • реализация заложенных в Конституции прав граждан на свободу выбора профессии, на запрещение принудительного труда;
  • установление мер финансовой поддержки (пособия по безработице) для граждан, по тем или иным причинам, не имеющим возможности устроиться на работу, но ищущим и готовым в любое время приступить к ней;
  • определение иных мер социальной поддержки безработных (ст. 28 Закона), в частности, выплата стипендии в период осуществления профобучения;
  • установление дополнительных гарантий для социально-незащищенных категорий (например, выделение квот для инвалидов – ч. 1 ст. 13 Закона);
  • разграничение полномочий органов федеральной, региональной и местной власти в области содействия занятости граждан (см. ст. 7.1., 7.1-1. и 7.2. Закона).

Основные положения закона О занятости населения в РФ в последней редакции

Термин «занятость» обозначает трудовую деятельность российских граждан, которая характеризуется индивидуальной и социальной необходимостью, не противоречащую закону РФ и приносящую определенную прибыль.

Трудоспособное население страны составляют граждане, занятые на рабочих местах и получающие доход, выраженный заработной платой.

Рекомендуем:  Со скольки и до скольки можно шуметь в квартире по закону РФ 2020: выходные и будни

Права сторон процесса трудоустройства

Работодатель наделен правом приема на работу граждан, обратившихся непосредственно к нему наравне с гражданами, которых направила служба занятости населения.

При возникновении необходимости может обратиться в нее с просьбой о предоставлении информации о реальном положении рынка труда. Кроме того работодатель может подать на нее претензионную жалобу в вышестоящую инстанцию либо оспорить ее действия в судебном порядке.

Службу занятости

Одним из главных участников рынка труда является служба занятости населения. Ее основная цель заключена в содействии, как работодателю, так и потенциальному работнику.

Она оказывает поддержку в трудоустройстве граждан, которые входят в категорию социально-незащищенного слоя населения.

Работодателей

Каждый работодатель обязан соблюсти условия трудового договора, заключаемого с работником. Защита его прав обеспечивается нормами коллективного договора и отраслевого соглашения.

В его прямые обязанности входит:

  • оказание помощи в трудоустройстве граждан;
  • организация профессионального обучения работников предприятия;
  • предоставление выплаты выходного пособия при увольнении работника;
  • трудоустройство лиц, признанных инвалидами сообразно установленной законодателем квоте, включая
  • граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Если работодатель необоснованно увольняет работника, то он может получить бесплатную консультацию у юриста по трудовому праву. Он поможет составить обращение в соответствующие инстанции.

Соискателей

Безработное лицо должно состоят на учете в службе занятости населения, которая способствует его устройству на работу. Ему предоставляется информация относительно существующих вакансий различных предприятий.

Он может подобрать для себя работу, соответствующую его интересам. В период пребывания без работы гражданин обязан проходить перерегистрацию в СЗН.

Есть ли компенсация от Центра занятости

Социальные пособия по безработице предоставляется гражданам, потерявшим работу. Они должны встать на учет в службу занятости населения, которая назначает субсидию и происходит ее выплату ежемесячно до устройства на работу.

Ее размер назначается сообразно нормам, предусмотренным в вышеназванном акте в индивидуальном порядке.

Дополнительные гарантии для различных категорий граждан

Государство с целью оказания поддержки гражданам, которые испытывают затруднения в поиске работы, реализует социальные программы содействия для них.

К ним относится:

  • создание дополнительных рабочих мест;
  • образование специализированных организаций, где применяется труд граждан-инвалидов, установление для них квоты на рабочие места;
  • обучение дополнительным профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

Одной из дополнительных гарантий государства стало сохранение очереди на получение жилой площади либо на улучшение жилищных условий по прежнему месту работы.

Данная норма распространяется на граждан, которые были уволены по формулировке: «сокращение штатного расписания предприятия».

Они наделены правом пользования услугами медицинских учреждений, а их дети – образовательных учреждений.

Государство предоставляет денежные средства гражданам, желающим открыть свой бизнес на определенных условиях:

  • постановка на учет в СЗН;
  • предоставление бизнес-план, обоснованный соответствующими расчетами, предложениями по его развитию, предполагаемыми результатами.

Сообразно указаниям постановления правительства РФ № 499 «О внесении изменений в правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ» каждому региону, городу Санкт- Петербург как субъекту РФ выделяются средства для реализации программ содействия населения страны.

Законодатель с целью поддержки граждан, получающих профессиональное образование, приняло решение об учреждении специальных стипендий. Норма предусмотрена указаниями постановления правительства РФ № 309, изданного 24 декабря 2014 года.

В заключение надо заметить, что политика российского государства направлена на обеспечение рабочим местом каждого российского гражданина.

В последние годы экономический кризис развился настолько, что многие потеряли работу. Сложившаяся в стране обстановка по безработице приобрела небывалый масштаб, что вынудило законодателя ввести в закон № 1032-1 ряд изменений.

Видео: общие аспекты закона О занятости населения в РФ в последней редакции

Служба занятости

О работе Государственной службы занятости подробно написано в двенадцатой главе закона. Этот исполнительный орган выполняет следующие функции:

  1. Сотрудники центра должны оценивать уровень занятости во вверенном им регионе и прогнозировать дальнейшее развитие рынка труда.
  2. Помогать трудоспособным гражданам в поиске работы и способствовать поиску персонала для компаний-работодателей.
  3. Проводить различные мероприятия на улучшение обстановки в области занятости.
  4. Проводить денежные выплаты активно ищущим работу гражданам.

На основании предоставленных безработным сведений о своем образовании и опыте работы, сотрудники Центра занятости ищут подходящее место для трудоустройства. Вакансия не будет считаться подходящей в следующих случаях:

  1. Чтобы устроиться на работу, безработному придется менять место жительства.
  2. В данной компании неудовлетворительные условия труда, рабочее место не соответствует нормативам и правилам.
  3. Заработная плата меньше среднего заработка гражданина за последний трехмесячный период работы. Либо зарплата, предлагаемая работодателем, меньше уровня Права граждан прожиточного минимума
Рекомендуем:  ФЗ о государственных пособиях гражданам имеющим детей в 2020 году

Положениями Федерального закона «О занятости населения в РФ» регламентируются правовые основания обеспечение занятостью дееспособной части граждан.

Помимо этого, каждый человек может ознакомиться с разъяснениями, касающихся мер государственной поддержки в случае утраты основного места работы.

Определение

Расторжение трудового договора — фактическое прекращение взаимоотношений между работником и нанимателем по причинам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.

Законодательство

Данные статьи пойдет речь о Федеральном законе «о занятости населения РФ» от 19.04.1991 N 1032-1.

Если кратко, то нормативный документ имеет следующую структуру:

Цели закона

Нормами Трудового кодекса РФ регламентируется порядок осуществления трудовой деятельности гражданами РФ, которым предоставляется право:

  • заключать трудовые соглашения;
  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • самостоятельно обеспечивает себя трудоустройством;
  • избираться или назначаться на оплачиваемые государственные должности;
  • проходить воинскую службу по контракту;
  • иные права в соответствии с ТК РФ.

Если говорить о социальной защите трудоспособного населения, то следует обратить внимание на основные нормы и порядок реализации закона N 1032-1 в последней редакции от 7 марта 2019 года.

Изменения в статье 32

Внесенные дополнения в нормативно-правовой акт увеличили продолжительность выплаты денежной помощи по безработице на 2 недели за каждый отработанный год сверх установленных 12 месяцев.

Такой вид государственной помощи предназначен для граждан, не достигших пенсионного возраста и имеющих страховой стаж, который насчитывает 20 и более лет. При этом общая продолжительность выплаты не должна превышать 24 месяца на протяжении 3 лет.

В случае если отсутствует возможность оформить трудовые правоотношения, то безработный вправе досрочно оформить пенсию при условии, что:

  • юридическое лицо — работодатель был ликвидирован по решению Арбитражного суда;
  • сотрудник был уволен в связи с проводимыми мероприятиями по сокращению штатов.

Направление в Пенсионный фонд для оформления пенсии выдается территориальным отделением Управление труда и социальной защиты населения. Если лицо, досрочно вышедшее на пенсию, трудоустроилось, то начисление пенсии прекращается до момента фактического увольнения.

Какие есть основные положения

Понятие «занятость» означает возможность осуществления трудовой деятельности гражданами РФ, обусловленная индивидуальной и социальной необходимостью, целью которой является получение прибыли способом, не противоречащим действующему законодательству РФ.

Права сторон

Работодателю предоставляется право принимать на работу граждан, обратившихся лично либо по направлению центра занятости населения. При этом обе категории имеют равные условия для заключения трудового соглашения.

Временно безработный гражданин имеет право обратиться в территориальное отделение центра занятости населения для получения информации о реальной ситуации на рынке труда, а также встать на учет для своевременного информирования о появившихся вакантных местах.

Юридическое лицо, являющееся потенциальным работодателем, вправе оспорить действия представителей центра занятости, в случае оказания намеренного давления с требованием принятия конкретного сотрудника в ущерб другим кандидатам.

Служба занятости

Связующим звеном между работодателем и безработным является Федеральная служба по труду и занятости. Основной задачей государственного органа является оказание содействия для обеих сторон — участников трудовых правоотношений.

Центр занятости обеспечивает возможность получения места официального трудоустройства в кратчайшие сроки, в частности незащищенным слоям населения.

Работодателю

Любой работодатель, являющийся участником трудовых правоотношений, обязуется не укоризненно исполнять условия заключенного соглашения с наемным сотрудником.

Защита прав и интересов труженика регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами, а также в локальном коллективном договоре.

Основные обязанности работодателя:

  • содействие в трудоустройстве безработным категориям граждан;
  • проведение образовательных мероприятий с целью повышения квалификации сотрудников;
  • выплата полагающихся компенсаций и пособий при увольнении;
  • наличие рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями;
  • оказание содействия граждан, нуждающихся в социальной помощи.

Читайте так же:  Правила оформления компенсации по уходу за инвалидом 1 группы

Незаконно уволенный сотрудник вправе обжаловать решение работодателя путем обращения с заявлением в суд с последующим восстановлением в должности и выплатой полагающейся компенсации.

Соискатели

Лицо, утратившее место работы, обязано встать на учет в территориальное отделение центра занятости для своевременного получения информации относительно вакантных мест с целью последующего трудоустройства.

При наличии нескольких вакантных мест, гражданину предоставляется право выбора исходя из его предпочтений и профессиональных навыков.

Следует помнить, что безработное лицо периодически обязано проходить перерегистрацию в территориальном отделении управления труда и социальной защиты граждан.

Дополнительные гарантии для граждан

Государство разрабатывает и внедряет ряд социальных программ для оказания различного рода поддержки гражданам, временно оставшимся без работы.

К ним относится:

  • обеспечение граждан дополнительными местами трудоустройства;
  • учреждение специализированных предприятий, в которых могут реализовать право на труд инвалиды;
  • установление квот для юридических лиц по трудоустройству граждан, с ограниченными способностями;
  • предоставление возможности получения образования по специальностям, особо востребованным на рынке труда.

Одно из ключевой гарантии, относящиеся к дополнительной, является возможность сохранения очереди на получение жилой недвижимости либо на улучшение жилых условий с прежнего места работы.

Данное право предоставляется лицам, уволенным в связи с сокращением штата.

Рекомендуем:  До какого срока продлена и будет действовать дачная амнистия?

Такие лица могут беспрепятственно пользоваться услугами медицинских учреждений, а их дети — обучаться в образовательных заведениях на льготных условиях.

Денежные средства

Правительственными нормативными правовыми актами предусматривается выделение денежных средств, для реализации программ содействия населению страны.

Государственные программы предусматривают возможность предоставления денежных средств лицам, изъявивших желание заниматься собственным бизнесом при соблюдении определенных условий:

  • обязательная постановка на учет в Управлении труда и социальной защиты населения;
  • предоставление бизнес-модели, основных расчетов предстоящих затрат и ожидаемой прибыли, а также рекомендаций по развитию и модернизации бизнеса.

Закон о занятости населения в РФ в последней редакции является наиболее актуальным документами, регламентирующими порядок предоставления социальных гарантий временно безработные категории граждан.

Любые правоотношения в Российской Федерации регламентируется соответствующими законами, в случае нарушения прав и интересов пострадавшая сторона имеет право на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением.

Закон предоставляет право работнику обращаться в территориальное управление социальной защиты населения для получения актуальной информации относительно изменений в действующем законодательстве РФ.

Закон о занятости населения

Принятый еще в 1991 году в России закон о занятости населения № 1032-1 претерпел множественные изменения и дополнения.

Его редактирование началось с 1996 года и до сегодня в документе появляются все новые и новые поправки. Итак, каким теперь стал действующий закон, какова его цель, что именно изменилось? Давайте обсуждать.

Федеральный закон о занятости населения принят с целью контроля экономических, правовых и прочих взаимоотношений между гражданами и государством. Документ несет в себе определенный механизм предоставления людям гарантий от государства, в число которых входят трудовые процессы, безопасность в случае столкновения с безработицей.

О чем закон, его цель и предназначение

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Назначение данного закона можно определить следующими пунктами:

  1. Защита интересов рынка труда.
  2. Предоставления равноправия в условиях трудовой занятости для всех граждан, независимо от их расовой, половой и пр. принадлежности.
  3. Создание комфортных условий нормального существования в обществе для каждого работающего человека на территории РФ.
  4. Поддержка различных сфер деятельности в лице их представителей.
  5. Предотвращение возможных сокращений работающих лиц в России.

Если кратко, то последняя редакция документа содержит некоторые изменения в деятельности государственных органов, а точнее их направлениях. Учтены такие сферы, как популяризация малого бизнеса, финансовая поддержка безработных граждан, контроль прав работающих инвалидов.

Основные положения нового закона о занятости населения

Закон о занятости населения, принятый в Российской Федерации состоит из 7 глав и 37 статьей. Каждая статья документа имеет отдельную направленность относительно регулирования тех или иных вопросов. Характеристика общих положений закона представлена в таблице ниже. Здесь освещены некоторые наиболее яркие пункты:

Название статьи Краткое содержание
Ст. 3. Порядок и условия признания лиц безработными Статья содержит полное описание процедуры. Описан список лиц, которые не могут быть признаны безработными, например, те, которые не явились в органы службы занятости в течение 10 дней (со дня регистрации) для продолжения поиска им работы и пр.
Ст. 4. Походящая и неподходящая работа На основании этих терминов в органах службы гражданину будет предложен тот или иной вид занятости.
Ст. 5. Политика государства Политика направлена на удовлетворение потребностей работающих граждан, обеспечения равных возможностей, на поддержку трудовой инициативы работающих лиц, включая предпринимателей. Соблюдены вопросы поощрения рабочего штата, создания условий для привлечения новых трудовых ресурсов и т.д.
Ст. 7. Полномочия федеральных органов В данный раздел относятся: принятие законов, разработка политика в сфере занятости населения, реализация специальных программ, координация деятельности, мониторинг о состоянии заработка работающих, составление прогнозов, установление необходимых форм для сдачи отчетности и пр.
Ст. 12. Социальные гарантии Государство выступает в роди гаранта в выплате отдельным категориям населения необходимых выплат (пособия по безработице, стипендии,) согласно установленным действующим законом размерам и срокам.

Кроме того закон о занятости населения в РФ четко определяет права и обязанности каждой из сторон в процессе трудоустройства. Если гражданин входит в категорию социально незащищенных людей, ему положена финансовая защита, помощь от государства в форме пособий, различных выплат. На случай потери работы все граждане имеют право заключить с самостоятельно выбранной страховой компанией договор о добровольном страховании.

Документ освещает также возможные решения проблем поддержки детей сирот, оставшихся без родительского попечения (дополнительные гарантии). Закон объясняет причины прекращения или приостановки выплат по безработице или же снижение их размера.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с трудовыми спорами. Защита в суде, подготовка претензий и других нормативных документов в регулирующие органы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: